Защита дизайна товара и упаковки

Вернуться к другим новостям

Защита дизайна товара и упаковки

Как защитить дизайн товара?

Конкуренция вышла на более высокий уровень. Защищать теперь нужно не только бренд, но и уникальный дизайн товара, чтобы конкуренты не смогли скопировать удачное решение и сделать на нем свой бизнес.

В этой статье эксперты компании «Лирейт» расскажут, как можно защитить оригинальный дизайн от подделок и заимствований с помощью авторского права и патента.

Значение оригинального дизайна в конкурентной борьбе

Чем ярче и необычнее упаковка или внешний вид продукта, тем больше внимания будет обращено на товар. Первое соприкосновение с продуктом происходит еще до того, как покупатель возьмет его в руки. Прежде он посмотрит на него и оценит, какие эмоции и чувства у него возникают. Креативный подход к дизайну поможет создать положительное первое впечатление.

В современных реалиях проработка дизайна упаковки и внешнего вида товара – это уже необходимость. Иначе можно попросту потеряться в обилии уникальных решений.

img

Дизайн также влияет на узнаваемость вашей продукции. При повторной покупке довольный покупатель будет искать знакомую форму упаковки или цветовую гамму. Дополнительным преимуществом станет удобство использования упаковки или товара, которое точно поднимет вас на ступеньку выше конкурентов. Красивый и функциональный дизайн может стать ключевым фактором при принятии решения о покупке товара.

Качественный и оригинальный дизайн может повысить ценность вашего бренда в глазах потребителей, что даст возможность установить более высокую цену на продукцию.

Инвестиции в качественный дизайн окупаются увеличением продаж, улучшением восприятия бренда и установлением долгосрочных отношений с клиентами. Однако вложений требуется не мало, поэтому чтобы все было не зря, дизайн нужно защищать от копирования. Поговорим об этом.

Защита дизайна товара от копирования с помощью авторского права

Дизайн – это всегда объект авторского права. Изначально он защищен, несмотря на отсутствие каких-либо действий со стороны автора. Права на дизайн возникают автоматически. Автор может использовать дизайн, распоряжаться им на свое усмотрение. Он может передать исключительные права любому лицу, тогда использовать объект законно сможет другой человек или компания.

img

Допустим, вы заказали разработку дизайна вашего товара у дизайнера. Он создал объект, согласование прошло успешно, деньги за работу выплачены. Казалось бы, на этом все. Можно запускать продажи. Однако не сделано главное – не переданы права на использование дизайна от исполнителя к заказчику.

Обычно разрабатывают либо дизайн самого товара, либо его упаковки. Если по вашему заказу объект создает третье лицо, позаботьтесь о том, чтобы между вами был заключен договор с условием о передаче исключительных прав. Это может быть договор авторского заказа, отчуждения, лицензия. Обязательно нужно уплатить автору вознаграждение и отразить это в соответствующих документах. Только после этого вы можете считаться правообладателем.

В противном случае право распоряжаться и использовать объект останется у автора, который сможет установить запрет для других лиц на любые действия с созданным им дизайном.

Если вы собственными творческими усилиями создали дизайн упаковки товара или изделия, то для подтверждения авторства можно использовать депонирование – это максимально простой, малозатратный и эффективный способ подтверждения авторства и правообладания. Суд принимает свидетельство о депонировании в качестве доказательства при спорах.

img

Для прохождения процедуры вы можете обратиться к нам. Мы подготовим документы и объект, направим в депонирующий орган, передадим вам свидетельство о депонировании.

Процесс получения патента на промышленный образец для защиты уникального дизайна

Если ваш дизайн уникален, рекомендуем его запатентовать. Патент на дизайн – это надежная защита. В любой момент вы сможете предъявить документ, который подтвердит правообладание. При этом необязательно сохранять черновики и другие материалы, если есть патент.

При торговле на маркетплейсе споры будут разрешаться значительно быстрее. Для администраций площадок патент – неоспоримое доказательство владения правами на внешний вид изделия, а вот с другими материалами могут возникнуть трудности.

img

Например, вы создали уникальный дизайн бокала, запустили продажи на маркетплейсе. Конкурент решил скопировать ваше решение, вы тут же сообщаете об этом в поддержку, прикрепляете свои черновики, наброски, пишите, что вы долго создавали дизайн. Маркетплейс тратит время на оценку представленных доказательств, может даже отказать в выполнении требований, если посчитает, что ваша позиция слабая. Если бы вы подали заявку на патент, то право на дизайн внешнего вида изделия было бы зафиксировано. Вы бы направили маркетплейсу скан патента и ссылку на запись в реестре патентного ведомства, реакция была бы быстрой. Вероятность, что нарушителя заблокируют, высока.

Для получения патента на промышленный образец необходимо подать заявку в Роспатент, но перед этим нужно проверить, удовлетворяет ли разработка требованиям, установленным законодательством: новизна и оригинальность.

Новизна заключается в том, что ранее дизайн не должен нигде встречаться, например, в публикациях в Интернете. Получить патент не получится, если вы уже публиковали свою разработку в сети. Таково требование Роспатента. Противопоставить вам могут вашу собственную публикацию. Она станет препятствием для получения патента. Если с момента первой публикации прошло больше полугода, вероятность отказа от патентного ведомства велика.

Оригинальность определяется творческим характером особенностей дизайна. Созданное решение не должно производить аналогичное впечатление в сравнении с уже известными объектами.

После проверки на патентоспособность можно переходить к заполнению заявки. В ней необходимо указать на существенные признаки дизайна, чтобы выделить элементы, которые подлежат защите.

Если дизайн создало третье лицо, то перед подачей заявки нужно зафиксировать переход исключительных прав посредством договора. Иначе потом автор может обжаловать выдачу патента.

В заявке указывается информация об авторе и правообладателе, описание промышленного образца. Дополнительно нужны изображения и чертежи объекта, максимально раскрывающие его существенные признаки.

img

Пример запатентованного товара, продающегося на WB

Заявку направляют в Роспатент. Обязательно платят государственные пошлины, без этого невозможно пройти регистрацию. В Роспатенте эксперты проверяют заявку и дизайн на соответствие критериям, установленным законом.

Когда дизайн попадает в реестр, его могут посмотреть все. Для ваших конкурентов это дополнительный блок, потому что они сразу увидят, что конкретное решение уже защищено законом.

Кейс:

Мы запатентовали уникальный дизайн сумки-рюкзака.

img

Внешний вид сумки-рюкзака, которую мы запатентовали

img

Патент действует 5 лет с возможностью продления.

Сравнение эффективности авторского права и патента для защиты дизайна

Если сравнить 2 способа защиты дизайна, можно сделать вывод, что патентование открывает гораздо более широкие возможности. Например, в отличие от авторского права, патент может стать залогом при кредитовании. Также с его помощью можно снизить налоги, используя его в качестве нематериального актива.

Патентная защита прав на дизайн позволяет выделить существенные признаки вашего дизайна и защитить их, чтобы даже небольшие части внешнего вида изделия или упаковки не могли быть использованы конкурентами. В отличие от авторского права, патент защищает не только от полного плагиата, но и от заимствований.

В спорах патент – сильное доказательство. У суда не возникнет сомнений в его подлинности, потому что информация о нем есть в открытых реестрах патентного ведомства.

Как действовать, если права на дизайн нарушены?

Нарушение прав на дизайн влечет за собой финансовые потери и репутационные риски для правообладателя. При наличии патента или других доказательств, подтверждающих, что именно вы владеете объектом, вы сможете взыскать компенсацию, исчисляющуюся миллионами. Помимо этого, вам доступна блокировка личных кабинетов и аккаунтов нарушителей, вы можете заставить конкурентов снять товар с продажи и уничтожить его.

При обнаружении плагиата, переработки, несанкционированного использования объекта другим лицом правообладатель может направить нарушителю досудебную претензию. Этот этап обязателен перед обращением в суд.

Прежде чем отправлять претензию, зафиксируйте факт правонарушения, сделайте скриншот предложения о покупке, совершите контрольную закупку с сохранением чека и видеофиксацией процесса.

Дополнительно стоит установить:

  • был ли у нарушителя прямой умысел ввести потребителей в заблуждение;
  • причинил ли нарушитель своими действиями вам убытки, была ли такая вероятность.

Возможно, присутствует факт недобросовестной конкуренции, если дизайн схож. За это могут привлечь к административной ответственности. Для этого правообладателю нужно обратиться с заявлением в ФАС.

Если торговля ведется в Интернете, нужно оповестить администрацию маркетплейса, соцсети или хостинг-провайдера, что ваши права нарушены, потребовать блокировки личного кабинета, аккаунта, сайта или карточки товара.

img

На претензию нарушитель должен ответить в течение установленного в обращении срока. Если этого не произошло, вы можете направить иск в суд. В процессе разбирательства суд оценит представленные доказательства, сравнит позиции участников и примет решение.

Практические советы по защите дизайна товара от подделок и заимствований

  1. Плагиат внешнего вида изделия или упаковки – распространенный способ украсть чужую аудиторию и популярность. Если вы с этим пока не столкнулись, стоит применить превентивные меры: задепонировать или запатентовать дизайн.
  2. Защита дизайна товара особенно актуальна для предпринимателей, ведущих бизнес онлайн. Защищайте объекты с помощью депонирования и патентов, мониторьте рынок, чтобы вовремя среагировать на нарушение ваших прав.
  3. В зоне повышенного риска создатели уникального дизайна одежды, мебели, украшений и декора. Если вы создаете такие изделия, фиксируйте свои права в патентном ведомстве.
  4. Лучше сохранить все материалы, которые подтверждают владение авторским и исключительным правом, а дополнительно получить на упаковку или внешний вид изделия патент. Так вы обеспечите своему творению полноценную защиту.
  5. Если ваш дизайн, помимо внешних характеристик, обладает технической новизной, вы можете защитить его с помощью патента на полезную модель или изобретение.
  6. Подходите к защите своей интеллектуальной собственности комплексно.
img

Проверить ваш дизайн на патентоспособность и дать рекомендации по полноценной защите могут эксперты компании «Лирейт», оставьте заявку.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности