22.02.2020
Представим себе перспективного дизайнера Таню. Таня недавно закончила университет, заинтересовалась маркетинговой графикой и решила уйти во фриланс. Сейчас она учится создавать фирменные логотипы и у нее неплохо получается. На работе вчерашняя студентка привыкла заключать только устные сделки: не хочется разбираться в юридических тонкостях, возиться с бюрократией, да и неудобно как-то перед заказчиком – вдруг он обидится, что ему не доверяют, и уйдет.
Однажды Тане предложили выгодный проект с хорошей пост-оплатой. Она трудилась над ним около месяца и отправила готовый рисунок заказчику, после чего он перестал выходить на связь, а потом и вовсе занес девушку в черный список. Через некоторое время украденный логотип без зазрения совести разместили на местном сайте услуг.
В чем главная ошибка Тани? То ли из-за излишней скромности, то ли из-за неопытности она решила работать исключительно на доверии. Дизайнер не учла, что далеко не все люди ведут честную игру. Некоторые из них вовсе не прочь обмануть молодого специалиста и воспользоваться его услугами бесплатно. А вот если бы Таня заключила письменный договор, у нее был бы на руках документ для компенсации ущерба.
Дизайнеры, запомните: логотип – объект интеллектуальной собственности, которая защищается законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Вы в полной мере можете потребовать у заказчика официально оформить деловые отношения. Откажется – найдете другого. Зато вы наверняка будете знать, что не попадете в неприятную ситуацию.
Как добиться эффективности договора? Вы имеете право создать его по своему усмотрению, но все-таки лучше воспользоваться помощью юриста. Он подберет точные термины, учтет основные моменты и сделает договор максимально выгодным для обеих сторон. Если у вас нет возможности нанять специалиста, не пожалейте времени на изучение информации и вдумчивое составление бумаги. Не сделаете этого – можете многое потерять.