Чем отличается товарный знак от логотипа

Вернуться к другим новостям

1. Что такое логотип?

Строго говоря, логотип – это обозначение в виде художественно оформленного названия компании, когда применяется, к примеру, оригинальный шрифт, либо используются различные цвета этого шрифта. Иными словами, берется название компании и преподносится в каком-нибудь красивом виде – в рамочке, цветными крупными буквами в художественной манере. К примеру, можно название компании написать буквами, составленными из болтиков или цветочков.

Однако, в настоящее время имеется устойчивая тенденция использовать слово «логотип» в другом значении. По аналогии с разговорной сокращенной формой слова английского языка «logo». То есть, так называют любое графическое обозначение той или иной компании, той или иной фирмы, того или иного бизнеса. Под словом «логотип» понимают изображение. Это может быть, к примеру, просто какой-нибудь рисунок, который компания выбрала в качестве своего символа, как например, изображение борющихся быков у «Red Bull». Либо это может быть художественно оформленное название или даже буква, как, к примеру, буква «G» с язычком пламени голубого цвета у компании «Газпром».

При таком подходе изобразительные эмблемы компаний как бы дополняют словесные названия компаний. А словесные названия компаний (те же «Red Bull» или «Газпром») никто не называет логотипами.

2. Для чего нужно знать и соблюдать разницу между терминами «логотип» и «товарный знак»?

Для того, чтобы лучше понимать свои права и права своих конкурентов. Товарный знак – это обозначение, которое зарегистрировано в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, и которое предназначено для того, чтобы потребитель легче узнавал товары владельца этого товарного знака.

Логотип – это изображение, которое может быть составной частью товарного знака, а может также быть и самостоятельным товарным знаком. Так как товарные знаки бывают разных видов. Они могут быть, например, словесными. А могут состоять только из рисунка (изображения). А могут и объединять в себе и словесную часть, и рисунок – тогда они называются комбинированными товарными знаками.

В некоторых случаях компании бывает достаточно зарегистрировать в качестве товарного знака просто свое название, или какое-нибудь другое подходящее слово, или словосочетание, слоган.

3. Почему разрабатываются и применяются логотипы?

Следует отметить, что потребитель по психологическим причинам всё-таки больше внимания обращает на яркие, привлекательные, красочные символы и эмблемы. Именно такие эмблемы, иначе говоря – логотипы, первыми бросаются потребителю в глаза при сопоставлении разных товаров, и поэтому имеют определенное конкурентное преимущество.

Вот почему компании также предпочитают регистрировать не просто словесные товарные знаки, а комбинированные товарные знаки, в которых словесная часть сочетается с каким-нибудь рисунком. Это – не художественная прихоть дизайнера, а именно деловой расчет на то, что именно яркая эмблема привлечет к себе внимание потенциальных покупателей товара.

4. Любое ли изображение или рисунок можно регистрировать в качестве товарного знака?

Перед тем, как подавать такой логотип на регистрацию в качестве товарного знака (или в качестве части комбинированного товарного знака), необходимо проверить такой рисунок на его «чистоту».

Не каждый логотип может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. К примеру, не будет зарегистрировано реалистичное изображение (или фотография) яблока в качестве товарного знака по отношению к пищевым продуктам. Так как, во-первых, такое изображение реалистично характеризует такой товар как яблоки, и не способно выделить яблоки одного производителя среди яблок других производителей. Во-вторых, нельзя использовать изображение яблока для того, чтобы продавать, к примеру, пельмени – это называется вводом в заблуждение. Ведь, если на упаковке изображены яблоки, то покупатель будет думать, что внутри упаковки – тоже яблоки, а не что-нибудь иное.

Кроме того, существуют и прочие препятствия для регистрации логотипов. Так, например, нельзя регистрировать изображения людей в непристойных позах – это противоречило бы нормам общественной морали. Нельзя регистрировать гербы государств в качестве товарных знаков или в качестве даже небольшой части товарного знака – для этого необходимо получать специальное разрешение соответствующего государственного органа.

Не получится просто так зарегистрировать в качестве логотипа изображения Египетских Пирамид или изображения Древнеримского Колизея – это объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Даже фотографии Озера Байкал тоже не пройдут экспертизу Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Кроме того, разумеется, нельзя копировать чужие логотипы, даже если это происходит случайно. Точно так же, нельзя копировать чужие этикетки, упаковку, вывески или фантики.

5. Можно ли использовать в качестве логотипов популярные картины или изображения популярных персонажей?

Специальный запрет имеется на использование известных произведений авторского права – картины или фотографии персонажей кино (либо мультфильмов) тоже не получится зарегистрировать в качестве товарного знака без согласия владельца прав на соответствующий объект. Конечно, изображения таких популярных персонажей кино или мультфильмов сразу же привлекают к себе внимание покупателя. Кроме того, у покупателя возникает ассоциация о том, что товар с изображением такого персонажа имеет определенное отношение к соответствующему фильму или мультфильму.

Изображения популярных, известных личностей (артистов, политиков и т.п.) так же нельзя регистрировать без согласия того, кому такое изображение принадлежит (либо его наследников). Даже если такое изображение очень сильно изменено и является лишь схематичным, это ничего не меняет – потребуется согласие такой известной личности на регистрацию его изображения в качестве логотипа.

Итак, подытоживая, можно сказать, что умело подобранный или разработанный логотип способен сильно поднять продажи того или иного продукта. При этом следует помнить, что искусство разработки логотипа сводится не только к работе дизайнера или художника, но также требует и юридической оценки изображаемых объектов. Такая юридическая оценка проводится на предмет наличия нарушений прав владельцев других товарных знаков, а также позволяет выявить иные возможные нарушения закона.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности