Что делать, если обнаружен сходный товарный знак

Вернуться к другим новостям

Известное покупателям название компании или зарегистрированный товарный знак способствуют продажам товаров и услуг владельца. Поэтому все чаще в России регистрируются случаи незаконного использования брендов. Такие действия наносят прямой финансовый ущерб компаниям и приводят к ухудшению репутации среди целевой аудитории. Поэтому очень важно своевременно регистрировать товарные знаки в соответствии с законодательством РФ и защищать их от незаконного использования.

Что такое товарный знак

В соответствии с действующим законодательством товарный знак относится к категории нематериальных активов и служит для индивидуализации компании или предпринимателя, конкретной продукции. Он позволяет выделить товар на рынке среди конкурентов и показать его преимущество перед остальными. Товарный знак охраняется государством, однако для этого необходимо зарегистрировать его в установленном порядке.

Регистрацией товарных знаков в Российской Федерации занимается Служба по интеллектуальной собственности. После прохождения процедуры владельцу выдается документ, который удостоверяет факт регистрации и описывает зарегистрированное обозначение.

Однако до регистрации необходимо удостовериться, что выбранная вами картинка с буквами и цифрами является уникальной и не похожа на товарные знаки других владельцев. Это позволяет в будущем избежать споров между субъектами предпринимательства.

Так называемая различительная способность – это набор уникальных признаков, по которым выбранное вами обозначение можно отличить от других.

Как проверить уникальность знака

Часто предприниматели при выборе товарного знака не уделяют внимания анализу других брендов на рынке для определения различительной способности. Это приводит в будущем к значительным финансовым потерям, которые предприниматель понес при продвижении бренда на рынке.

Некоторые компании умышленно регистрируют большое количество брендов для того, чтобы в будущем предоставить право их использования или продать третьим лицам. Поэтому перед подачей заявки на регистрацию, необходимо обратиться в специализированные компании для проверки уникальности и гарантии успешного прохождения регистрации.

Если факт сходности обозначений на одинаковых или похожих продуктах установлен уже после регистрации, возможно несколько вариантов решения проблемы:

  1. Административный. Владелец может оспорить товарный знак, который мешает регистрации, в Палате по патентным спорам. Если должностные лица этого органа признают регистрацию предыдущего бренда недействительной, она будет отменена и препятствий для подачи заявки не будет. Но для этого нужно доказать, что заявитель имеет права на это обозначение ранее даты регистрации, выполненной третьим лицом.
  2. Судебный. Этот способ оспаривания предусмотрен для товарных знаков, которые не используются по назначению в течение 3 лет после регистрации. В порядке ст. 1486 ГК можно отменить регистрацию и зарегистрировать знак на нового владельца.

Обратите внимание, что компании-ответчики часто пытаются доказать факт использования знака, прилагая различные документы. Однако фактом использования является только введение промаркированного им товара в общий оборот.

Примером применения этой нормы закона является иск производителя автомобилей NISSAN к российской компании «САН», которая владела правами на бренд INFINITI. «САН» использовал это слово для обозначения товаров и услуг, не связанных с автомобильной промышленности. Однако NISSAN он нужен был для использования в рекламе премиум-моделей транспортных средств.

В качестве доказательства использования бренда «САН» предоставило документы, согласно которым слово INFINITI применялось для маркировки спецодежды для внутреннего использования, станков и оборудования. Суд первой инстанции занял сторону ответчика и отказал в иске. Однако в порядке апелляции это решение было отменено.

По мнению вышестоящего суда в действиях владельца знака отсутствуют признаки фактического использования бренда. А так продукция, что уже была выпущена, не входит в перечень товаров, для которых бренд был зарегистрирован. Следовательно, решение суда первой инстанции было отменено.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела