27.03.2020
Известное покупателям название компании или зарегистрированный товарный знак способствуют продажам товаров и услуг владельца. Поэтому все чаще в России регистрируются случаи незаконного использования брендов. Такие действия наносят прямой финансовый ущерб компаниям и приводят к ухудшению репутации среди целевой аудитории. Поэтому очень важно своевременно регистрировать товарные знаки в соответствии с законодательством РФ и защищать их от незаконного использования.
В соответствии с действующим законодательством товарный знак относится к категории нематериальных активов и служит для индивидуализации компании или предпринимателя, конкретной продукции. Он позволяет выделить товар на рынке среди конкурентов и показать его преимущество перед остальными. Товарный знак охраняется государством, однако для этого необходимо зарегистрировать его в установленном порядке.
Регистрацией товарных знаков в Российской Федерации занимается Служба по интеллектуальной собственности. После прохождения процедуры владельцу выдается документ, который удостоверяет факт регистрации и описывает зарегистрированное обозначение.
Однако до регистрации необходимо удостовериться, что выбранная вами картинка с буквами и цифрами является уникальной и не похожа на товарные знаки других владельцев. Это позволяет в будущем избежать споров между субъектами предпринимательства.
Так называемая различительная способность – это набор уникальных признаков, по которым выбранное вами обозначение можно отличить от других.
Часто предприниматели при выборе товарного знака не уделяют внимания анализу других брендов на рынке для определения различительной способности. Это приводит в будущем к значительным финансовым потерям, которые предприниматель понес при продвижении бренда на рынке.
Некоторые компании умышленно регистрируют большое количество брендов для того, чтобы в будущем предоставить право их использования или продать третьим лицам. Поэтому перед подачей заявки на регистрацию, необходимо обратиться в специализированные компании для проверки уникальности и гарантии успешного прохождения регистрации.
Если факт сходности обозначений на одинаковых или похожих продуктах установлен уже после регистрации, возможно несколько вариантов решения проблемы:
Обратите внимание, что компании-ответчики часто пытаются доказать факт использования знака, прилагая различные документы. Однако фактом использования является только введение промаркированного им товара в общий оборот.
Примером применения этой нормы закона является иск производителя автомобилей NISSAN к российской компании «САН», которая владела правами на бренд INFINITI. «САН» использовал это слово для обозначения товаров и услуг, не связанных с автомобильной промышленности. Однако NISSAN он нужен был для использования в рекламе премиум-моделей транспортных средств.
В качестве доказательства использования бренда «САН» предоставило документы, согласно которым слово INFINITI применялось для маркировки спецодежды для внутреннего использования, станков и оборудования. Суд первой инстанции занял сторону ответчика и отказал в иске. Однако в порядке апелляции это решение было отменено.
По мнению вышестоящего суда в действиях владельца знака отсутствуют признаки фактического использования бренда. А так продукция, что уже была выпущена, не входит в перечень товаров, для которых бренд был зарегистрирован. Следовательно, решение суда первой инстанции было отменено.