28.02.2020
По законам РФ, товарным знаком может быть слово, предмет и даже явление. Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то в статье 1482 указано следующее: в качестве товарных знаков могут быть использованы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения, а также их комбинации. Что же это значит, в переводе на обывательско-предпринимательский? Будем разбираться.
Словесное обозначение – к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания. Если подать на регистрацию обозначение, состоящее только из букв, и не имеющее словесного характера (например, «PMD»), то очень вероятен отказ в регистрации такого обозначения в качестве товарного знака (см. отказ по заявке https://new.fips.ru/DocNumber=2012723540 ).
Таким образом, закон позволяет вам регистрировать следующее: маркетинговый слоган или лозунг; фамилию и имя (если только они не принадлежат другому человеку, и вы используете их без его согласия); домен сайта; оригинальный бренд товара; название компании.
Изобразительное обозначение – к изобразительным обозначениям относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур. Это определение подразумевает эмблему вашей фирмы, или ее логотип, размещаемый на бейджиках, сайтах, которым вы брендируете вашу продукцию и т.д.
Комбинированное обозначение – сочетание словесных, изобразительных и объемных обозначений. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений, перечень которых является открытым (в том числе, например, этикетки и полиграфические упаковки).
В данном случае – это некий набор из элементов, которые описаны в предыдущих пунктах. В таком товарном знаке могут соседствовать логотип и название компании. Такой товарный знак используется в случаях, если выгодно совместное использование логотипа и наименования фирмы. Яркий пример – группа товарных знаков корпорации «Газпром». В них присутствуют логотип в виде английской буквы «G» с языком пламени и название самой компании (см. https://www1.fips.ru/DocNumber=740815 ).
Объемное обозначение – к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении. В большинстве случаев в качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма отдельных деталей товара или упаковки.
Пример – мягкая игрушка «Мурзилка». Этот товарный знак представляет собой игрушечный вымышленный персонаж, в шапочке и шарфике (см. https://new.fips.ru/DocNumber=459538). Еще один пример – оригинальная крышечка для бутылки питьевой воды «Святой Источник». Этот товарный знак представляет собой колпачок оригинальной формы с ребристой боковой поверхностью. На верхней поверхности колпачка нанесены стилизованные изображения купола и голубя, а также надпись: «Святой Источник» (см. https://new.fips.ru/DocNumber=474907 ).
Другие обозначения – это обозначения, созданные при помощи нестандартных средств, например, голографии, света, звука, запаха, а также изменяющиеся обозначения. Все чаще в качестве товарных знаков регистрируются такие виды обозначений, как, например, объемные, звуковые, позиционные, изменяющиеся, цветовые, световые, голографические обозначения. Указанные виды обозначений используются производителями товаров в основном для усиления привлекательности своей продукции и рекламирования товаров и услуг с помощью средств радио, телевидения, сети Интернет.
Голографические товарные знаки применяются на товарах в основном для их защиты от подделок и имитации – ведь голограмму сложно подделать. Голографические товарные знаки лучше, чем другие виды товарных знаков, способствуют гарантированию определенного уровня качества товара.
Звуковые товарные знаки используются в радио- и телевизионной рекламе. Например, музыкальные произведения, фрагмент песни, созвучия, хорошо известные звуки и звуки, встречающиеся в природе, а также электронные синтезированные звуки, не встречающиеся в природе. Имеется товарный знак, представляющий собой мурлыканье кошки (см. https://new.fips.ru/DocNumber=262372 ).
Изменяющиеся товарные знаки - это видеозаставки кино- и телевизионных компаний, как правило, выполненные в цветовом сочетании. Они могут содержать изобразительные, словесные, световые обозначения, а также могут иметь звуковое сопровождение (см. https://new.fips.ru/DocNumber=322035 ).
Цветовой товарный знак - это один цвет как таковой или комбинация цветов. Правовая охрана предоставляется только если они приобрели различительную способность в результате их использования. Доказательством приобретения обозначением различительной способности могут являться договоры, доказывающие значительные объемы производства и продажи товаров, показывающие длительность использования заявленного обозначения для маркировки заявленных товаров. Можно использовать материалы рекламных кампаний - публикации в СМИ, рекламу на телевидении, а также упоминание в литературе, кино (см. https://new.fips.ru/ DocNumber=560598 ).
Позиционный товарный знак – это месторасположение на товаре, для которого предполагается товарный знак зарегистрировать (см. https://new.fips.ru/DocNumber=486852). Данный товарный знак, по его описанию в официальных реестрах Роспатента, представляет собой словосочетание "Clean&Clear", нанесенное на изображение флакона и расположенное в верхней трети флакона на равном удалении от боковых граней флакона. Значение в данном случае имеет именно местоположение словосочетания на флаконе. Местоположению предоставлена правовая охрана.