17.03.2020
Развитие цифровых технологий и электронных коммуникаций требует внесения изменений в законодательство, которое регулирует защиту интеллектуальной собственности и авторского права. Владельцы официально зарегистрированных торговых марок имеют собственные сайты в сети, доменные имена которых повторяют написание брендов. Поэтому приобретает особую актуальность вопрос отнесения названия домена к категории нематериальных активов, которые могут быть собственностью компании или физического лица.
Доменное имя – это буквенно-цифровая последовательность, которая привязывается к сетевому адресу сайта (IP), идентифицирует его и позволяет пользователям заходить на ресурс путем прямого набора в адресной строке. Доменные имена делают адресацию сайтов более понятной и узнаваемой.
Для отнесения доменного имени к категории нематериальных активов необходимо, чтобы оно соответствовало установленным законодателем требованиям. В противном случае отнести его к активу и учесть в бухгалтерском учете не получится.
НМА может быть двух типов:
Если следовать прямому определению, домен нельзя признать нематериальным активом. Однако компания или предприниматель имеет право отнести на баланс разработанный сайт. В этом случае стоимость актива будет равна средствам, затраченным на его разработку. Таким образом, можно включить в эти затраты и стоимость самого домена, отнеся его к активам.
В таком варианте защите подлежат:
Ситуация будет иной, когда название домена полностью совпадает с зарегистрированным брендом (названием компании, торговой марки). В этом случае можно организовать его правовую защиту и отнести доменное имя к нематериальным активам в рамках патентного права.
Возможность рассматривать домен как нематериальный актив позволяет не только защитить его, но и получить финансовые выгоды. Это особенно важно для компаний, которые прочно ассоциируются с определенным сайтом. Например, известные интернет-магазины.
При рассмотрении финансовой стороны вопроса важно правильно определить стоимость домена. Нельзя учитывать ее в сумме, которая была потрачена на создание сайта, так как реальная стоимость доменного имени может быть намного большей.
В настоящее время государством принимаются меры, направленные на увеличение капитализации бизнеса за счет нематериальных активов. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы провести инвентаризацию и применить доходный подход к определению первоначальной стоимости домена.