Доработка товарного знака: как доработать логотип и наименование?

Вернуться к другим новостям

nejming

Доработка товарного знака необходима, если ваше обозначение в первоначальном виде не подлежит регистрации, а вы хотите сохранить бренд, потому что работаете под ним много лет. Внесение изменений в дизайн и нейминг позволяет уйти от сходства с уже зарегистрированными знаками и соблюсти требования законодательства.

В статье мы расскажем, как избежать ошибок при доработке логотипа и нейминга, устранить препятствия для успешной регистрации и сохранить бренд.

Когда нужно дорабатывать логотип и наименование?

Использовать товарный знак можно без регистрации в Роспатенте, но этот факт позволяет конкурентам присвоить ваше обозначение. Еще есть риск стать нарушителем, если ваш логотип или нейминг схож с уже зарегистрированной торговой маркой.

Некоторые предприниматели и бизнесмены не сразу принимают решение зарегистрировать товарный знак, несмотря на имеющиеся угрозы. Часто после предварительной проверки или подачи заявки в Роспатент выясняется, что обозначение нельзя зарегистрировать. Если предприниматель долго работал под выбранным брендом, менять его не хочется. В таких ситуациях логотип или нейминг подлежат доработке.

Сходство до степени смешения определяется на основании восприятия и ассоциаций. Если потребители могут принять один товарный знак за другой, несмотря на их отличия, эти обозначение тождественны или сходны. Сходство определяется экспертами ФИПС по следующим критериям:

  • фонетическому (звуковому);
  • смысловому (семантическому);
  • визуальному (графическому).

То есть самостоятельно проверять сходство двух товарных знаков нужно по каждому критерию отдельно и их совокупности. Это сложный процесс, который имеет некоторую долю субъективности: каждый человек по-своему оценивает обозначения. Только явные сходства и тождественность очевидны всем.

Например, если владелец кафе уже внес в реестр Роспатента товарный знак «По душам», то вы не сможете зарегистрировать аналогичное обозначение «По душам» для ресторана. Это тождественные товарные знаки. У экспертов могут также возникнуть сомнения в охраноспособности обозначения, если вы решите зарегистрировать товарный знак «Разговор по душам». «По душам» и «Разговор по душам» − это сходные до степени смешения обозначения. Можно доработать так: «Душевная беседа».

Доработка бренда понадобится, когда в обозначении доминируют неохраняемые элементы – это слова или графические детали, которые описывают качество, назначение, характеристики, место производства товаров или услуг, а также аббревиатуры и другие общепринятые символы.

Например, нельзя выбрать словосочетание «Детская игровая комната» и зарегистрировать его в качестве товарного знака компании, которая предоставляет развлекательные услуги для детей. Иначе другие предприниматели, развивающиеся в этом направлении, будут лишены возможности использовать словосочетание, которое напрямую указывает на вид услуг.

Редко, но все-таки встречаются ситуации, когда дорабатывать обозначение приходится из-за того, что оно вводит потребителей в заблуждение или не соответствует нормам морали и этики.

Мы дорабатываем товарные знаки и при желании клиентов сразу регистрируем их. Нам важно, чтобы регистрация товарного знака прошла без препятствий.

Доработка названия и логотипа

Чаще всего дорабатывать приходится словесные обозначения – состоящие только из слов. В реестре Роспатента их больше. Найти свободное слово с каждым днем труднее. С логотипами легче, фантазия не ограничена. Логотип – это изобразительный или комбинированный товарный знак, в последнем случае он имеет в составе словесную часть.

Есть несколько вариантов внести изменения в товарный знак:

  • Придать слову уникальное графическое исполнение. В этом случае явно обозначение не считывается, но потребители все равно узнают наименование.
  • Довести неохраняемое слово или графический элемент до охраноспособности. В этом случае мы также придаем ему оригинальное исполнение либо делаем элемент недоминирующим, то есть уменьшаем его или делаем незаметным с помощью снижения яркости, изменения расположения – переноса в боковые части.
  • Добавить слоги в слово. Обычно добавлять приходится 3-5 букв. Акцент делаем на фантазийность, то есть создаем новое слово. Например, так мы доработали обозначение Secretel, получилось – Secretella. Изначально оно не имело смысла, а после доработки его можно поделить на два слова «secret» − англ. «тайна» и «ella» − исп. «она». Товарный знак зарегистрировал производитель женской одежды для дома.
  • Добавить слово в словосочетание. Слово позволяет уйти от сходства или уменьшить его. Например, обозначение «Сдобушка» мы доработали так «Сдобный рай». Смысл сохранен, а обозначение уже не сходное. Мы его зарегистрировали.
  • Заменить слово. Иногда приходится убрать одно из слов и придумать новое. Например, «Цепляй собой» можно заменить на «Гипнотизируй собой». Смысл приблизительно одинаковый, но различие по фонетическому и визуальному критериям огромно.
  • Изменить графические элементы. В данном случае может измениться один или несколько элементов. Вариаций множество, фантазия не ограничена.
  • Изменить часть речи. Если в обозначении используется прилагательное, мы меняем его на существительное. Например, «Восточное» заменим на «Восток», а лучше «Сказки Востока».
  • Написать слова слитно. В этом случае получается фантазийное обозначение. Например, «Cocktail of Taste» − англ. «коктейль вкуса» можно доработать так «TastCocktaile».

На практике чаще используется комбинация методов, тогда результат гарантирован.

Ошибки при доработке названий и логотипов

Когда клиент самостоятельно дорабатывает название или логотип, встречаются ошибки. Мы собрали самые распространенные случаи и решили разобрать их.

  1. Добавление в нейминг или логотип неохраняемых элементов. Допустим, заявитель хочет зарегистрировать обозначение «Принцесса» для своего магазина детских платьев, в реестре уже есть такое же обозначение. Он дорабатывает обозначение так «Магазин для принцесс». Тогда появляется еще одно препятствие для отказа – нельзя зарегистрировать слово «магазин» в отношении магазина. Это неохраняемый элемент. Правильно добавить нейтральные слова, например, «Для любимой принцессы».
  2. Добавление бессмысленного и часто встречающегося окончания. Заявитель решил зарегистрировать слово «BRANDI». Обнаружив препятствие, изменил нейминг на «BRANDING». Наименование не зарегистрируют. Исправить ситуацию можно так: добавить слово и написать слитно «BRANDIFESTI».
  3. Изменение кириллицы на латиницу и наоборот. Заявитель решил зарегистрировать обозначение для отеля «Glaza». После неутешающих результатов проверки доработал название так «ГлазА». Ничего не изменилось. Препятствия так и остались. Изменить товарный знак можно было так «VivaTGlaza».
  4. Добавление слабых формант: -лаб, -про, -мед, -макс, -фарм, -дент, -трон, ЭКО, ПЛЮС, AUTO, ИНФО, FORTE, SOFT, знаки препинания и другие общеупотребительные символы. Заявитель хотел зарегистрировать свое имя для стоматологической клиники «Роман». Обнаружив препятствие, доработал обозначение до «РоманДент». Препятствия обойти не удалось. Можно было сделать так: «DenteRomas».
  5. Добавление дополнительного слова и разное графическое изображение двух слов. Например, нужно зарегистрировать комбинированный товарный знак «Зеркала» с изображением для салона красоты, обнаружено тождественное обозначение «Зеркала». Заявитель добавил в логотип небольшим шрифтом слово «красоты» и снова подал на регистрацию. Экспертиза выявила препятствия, потому что слово «красоты» было рассмотрено отдельно в качестве неохраняемого элемента.
  6. Добавление одной буквы. Заявитель хотел зарегистрировать слово «KINO». После отказа доработал до «VKINO». Регистрацию вновь не получилось пройти. Доработать можно было так «KINOKOLAD».
  7. Добавление несвязанных по смыслу слов. Заявителем было доработано название «Моя мелодия» до «Выше: Моя мелодия». Эксперт ФИПС все равно противопоставит обозначение «Моя мелодия». Можно было доработать так «Волшебство моей мелодии».

Как проходит доработка в патентном бюро?

Доработка названия и логотипа – это процесс, который требует профессиональных знаний в области патентного права, дизайна и нейминга. Над одним названием или логотипом в нашей компании работают сразу два или три специалиста, чтобы учесть все нюансы:

  1. Патентный поверенный выявляет все препятствия в начале процедуры, дает рекомендации по доработке и проводит бесплатно повторную проверку доработанного обозначения в конце.
  2. Неймер с учетом рекомендаций патентного поверенного и пожеланий клиента убирает препятствия, связанные со словесной частью.
  3. Дизайнер занимается графическими элементами: устраняет препятствия и делает логотип привлекательным для потребителей.

Все доработанные нами обозначения успешно проходят регистрацию в Роспатенте. Если хотите узнать, как доработать логотип или название вашего бренда, обращайтесь за онлайн-консультацией к специалистам патентного бюро «Лирейт» прямо сейчас.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности