22.02.2020
Использование чужого бренда в своей контекстной рекламе носит название «реклама по конкурентам», и предназначено для использования известности чужого бренда для продвижения своих товаров и услуг. Есть два основных типа использования товарного знака в контекстной рекламе: 1) в тексте рекламного объявления (единодушно признается нарушением); 2) в ключевых словах.
Имеется мнение, что ключевые слова – технический момент, устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании. Одно и то же слово может быть использовано несколькими рекламодателями и не обладает индивидуализирующей способностью даже в отношении конкретного рекламного объявления, поскольку на основании него невозможно выделить конкретное объявление из существующего массива.
Так можно или нельзя? Правильный ответ – категорически нельзя! Согласно постановлению Пленума Верховного суда от 23 апреля 2019 года, использование чужого товарного знака даже в качестве ключевых слов в вашей контекстной рекламе незаконно. Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).
В качестве примера можно привести решение по судебному делу № А32-32342/2017:
http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ee164afd.pdf
Еще один пример аналогичного судебного дела №А56-1985/2017:
http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/4afa97a8i.pdf
Как можно увидеть, в судебной практике теперь использование товарного знака в контекстной рекламе рассматривается как нарушение исключительного права на товарный знак: ведь сам правообладатель на использование его знака ответчиками своего разрешения не давал. Итак, какие действия следует предпринять при обнаружении подобного нарушения своих прав? Первым делом следует соблюсти обязательный претензионный порядок – обратиться к нарушителю с письмом-претензией. Если нарушитель продолжит нарушение ваших прав, то в таком случае можете обращаться либо к оператору поисковой системы, либо в Федеральную Антимонопольную Службу (по поводу нарушения упомянутой статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции»), либо же напрямую с иском в арбитражный суд.
При этом следует помнить еще и то, что бывают слова, которые сами по себе являются общеупотребительными в отношении определенных видов товаров. В связи с этим, как отметили суды, использование соответствующих слов, их сочетаний в системе для рекламных объявлений не является нарушением исключительных прав истца, даже если эти слова являются составными элементами товарных знаков.