15.11.2017
Плагиат товарных знаков – насущная проблема современного рынка. О защите авторского права пишутся сотни юридических статей, этот животрепещущий вопрос обсуждается в СМИ, а в судах каждый день прослушиваются дела о присвоении чужих логотипов. Наверное, каждый бизнесмен боится стать очередной жертвой мошенников. Владельцы компаний находят множество способов самозащиты: читают материалы по теме, консультируются с адвокатами, моментально патентуют свои проекты. Но мало кто из них спрашивал себя: «А не плагиатор ли я сам?».
Не подумайте, что в вашей частности кто-то сомневается. Вся проблема в том, что маркетинг – это сфера, где легко ошибиться. Даже добросовестный предприниматель легко может попасть в ловушку. Что-то не учел, о чем-то забыл – и все, на его репутации несмываемое пятно.
Есть несколько типовых случаев, когда бизнесмен может невольно стать подражателем. Давайте рассмотрим их, и заодно разберемся, как эти ситуации проконтролировать.
Есть знаменитые товарные знаки, известные каждому ребенку – никому в здравом уме не придет в голову патентовать похожий. Но, помимо них, существуют еще миллионы мелких логотипов, о которых знают только в отдельных регионах или которые не замечаются из-за большого скопления рекламы. Вы можете стоять в пробке, случайно бросить взгляд на уличный баннер, увидеть симпатичную картинку – и она отложится у вас в голове. А через год ее образ всплывет, когда вы будете разрабатывать идею для своей торговой марки.
Представим владельца кондитерской компании из Санкт-Петербурга Вячеслава, который решил запустить новую линию конфет с вишневой начинкой. Для его продукции нарисовали эмблему в виде двух красных ягодок и сделали красивую упаковку. А потом, когда комиссия приступила к экспертизе заявленного обозначения, вдруг выяснилось, что в Краснодарском крае есть производитель фруктового печенья с похожим товарным знаком. В итоге, проект петербуржского бизнесмена не прошел контроль ФИПС. Вячеслав, к счастью, не попал под суд, но ему пришлось в скором порядке переделывать дизайн и тратить время на повторный анализ.
Главная ошибка Вячеслава в том, что он проигнорировал предварительную экспертизу или не знал о ней вовсе. Провести ее можно было двумя способами:
Если бы Вячеслав воспользовался этими возможностями, ему бы пришлось всего лишь внести правки в начальный вариант товарного знака. Тогда он бы запустил свою продукцию на рынок в два раза быстрее.
Теперь представим успешную предпринимательницу Инну Павловну, которая, в придачу к своим многочисленным проектам, решила создать линию одежды Romantic. Она заранее проверила эмблему на плагиат, убедилась, что похожей больше нет, подала документы в Роспатент и стала спокойно ждать результата. Каково же было удивление госпожи Инны, когда ее запрос отклонили. Оказалось, что какой-то молодой человек выпустил коллекцию летних туфель Romantica, отправил заявку на месяц позже и… комиссия решила, что именно он будет правообладателем.
Когда Инна Павловна стала разбираться, оказалось, что она не обозначила дату регистрации, в отличие от молодого человека, который производит туфли. Ее товарного знака официально не существовало до последнего дня экспертизы, а логотип оппонента был зафиксирован в день подачи заявки.
Проблемы бы не возникло, если бы Инна Павловна отнеслась к задаче серьезнее. Ей надо было внимательно прочитать бланк и написать число в графе «Дата приоритета». Возможно, она не учла это, потому что ей раньше везло и ее идеи никогда не перехватывали, но вы не должны повторять ее ошибку.
Напоследок представим жителя провинциального сибирского городка Семена Петровича. У него есть маленький магазинчик рыболовных снастей с узнаваемым логотипом. Дело приносит стабильный доход. Семена Петровича все устраивает, поэтому решил вообще не оформлять патент. В итоге какой-то местный бизнесмен выяснил, что Семен Петрович пользуется незарегистрированной вывеской, перерисовал ее, оформил в Роспатенте как свою и предъявил владельцу иск в суд. В итоге мужчина потерял свой небольшой бизнес и разорился на выплате штрафа.
Этой печальной истории не случилось, бы, будь у Семена Петровича свидетельство о государственной регистрации товарного знака. Он не знал, что патент нужен не только для того, чтобы заказывать рекламу и много зарабатывать, но и чтобы обезопасить себя. Вы всегда должны помнить, что нечестных конкурентов много, и следующей жертвой можете стать именно вы.
Как видите, в продажах любое неосторожное действие может быть обращено против вас. Поэтому вам нужно знать, как обезопасить себя и не причинить вред другим. Что для этого нужно делать:
Если вы будете следовать этим правилам, ФИПС не сможет обвинить вас в умышленном или случайном копировании чужой торговой марки. Это – не гарантия, что экспертиза пройдет идеально, но у вас исчезнет как минимум одна проблема.