Издержки регистрации товарного знака, или Как не стать плагиатором

Вернуться к другим новостям

Издержки регистрации товарного знака, или Как не стать плагиатором

Плагиат товарных знаков – насущная проблема современного рынка. О защите авторского права пишутся сотни юридических статей, этот животрепещущий вопрос обсуждается в СМИ, а в судах каждый день прослушиваются дела о присвоении чужих логотипов. Наверное, каждый бизнесмен боится стать очередной жертвой мошенников. Владельцы компаний находят множество способов самозащиты: читают материалы по теме, консультируются с адвокатами, моментально патентуют свои проекты. Но мало кто из них спрашивал себя: «А не плагиатор ли я сам?». 

Не подумайте, что в вашей частности кто-то сомневается. Вся проблема в том, что маркетинг – это сфера, где легко ошибиться. Даже добросовестный предприниматель легко может попасть в ловушку. Что-то не учел, о чем-то забыл – и все, на его репутации несмываемое пятно.

Есть несколько типовых случаев, когда бизнесмен может невольно стать подражателем.  Давайте рассмотрим их, и заодно разберемся, как эти ситуации проконтролировать.

Все придумано до нас

Есть знаменитые товарные знаки, известные каждому ребенку – никому в здравом уме не придет в голову патентовать похожий. Но, помимо них, существуют еще миллионы мелких логотипов, о которых знают только в отдельных регионах или которые не замечаются из-за большого скопления рекламы. Вы можете стоять в пробке, случайно бросить взгляд на уличный баннер, увидеть симпатичную картинку – и она отложится у вас в голове. А через год ее образ всплывет, когда вы будете разрабатывать идею для своей торговой марки.

Представим владельца кондитерской компании из Санкт-Петербурга Вячеслава, который решил запустить новую линию конфет с вишневой начинкой. Для его продукции нарисовали эмблему в виде двух красных ягодок и сделали красивую упаковку. А потом, когда комиссия приступила к экспертизе заявленного обозначения, вдруг выяснилось, что в Краснодарском крае есть производитель фруктового печенья с похожим товарным знаком. В итоге, проект петербуржского бизнесмена не прошел контроль ФИПС. Вячеслав, к счастью, не попал под суд, но ему пришлось в скором порядке переделывать дизайн и тратить время на повторный анализ.

Главная ошибка Вячеслава в том, что он проигнорировал предварительную экспертизу или не знал о ней вовсе. Провести ее можно было двумя способами:

  1. Отправить в ФИПС письменный запрос с просьбой проверить товарный знак на плагиат. Процедура стоит 600 рублей, если объект принадлежит к одному классу МКТУ. За каждый дополнительный класс нужно доплачивать 120 рублей.
  2. Загрузить готовое изображение в «Глобальную базу данных по брендам». Это – сайт, где находится самый большой архив товарных знаков со всего мира. Достаточно написать название логотипа, прикрепить рисунок и указать, к какой категории он относится. База сама найдет сходство с другими эмблемами.

Если бы Вячеслав воспользовался этими возможностями, ему бы пришлось всего лишь внести правки в начальный вариант товарного знака. Тогда он бы запустил свою продукцию на рынок в два раза быстрее.

Лишней предосторожности не бывает

Теперь представим успешную предпринимательницу Инну Павловну, которая, в придачу к своим многочисленным проектам, решила создать линию одежды Romantic. Она заранее проверила эмблему на плагиат, убедилась, что похожей больше нет, подала документы в Роспатент и стала спокойно ждать результата. Каково же было удивление госпожи Инны, когда ее запрос отклонили. Оказалось, что какой-то молодой человек выпустил коллекцию летних туфель Romantica, отправил заявку на месяц позже и… комиссия решила, что именно он будет правообладателем.

Когда Инна Павловна стала разбираться, оказалось, что она не обозначила дату регистрации, в отличие от молодого человека, который производит туфли. Ее товарного знака официально не существовало до последнего дня экспертизы, а логотип оппонента был зафиксирован в день подачи заявки. 

Проблемы бы не возникло, если бы Инна Павловна отнеслась к задаче серьезнее. Ей надо было внимательно прочитать бланк и написать число в графе «Дата приоритета». Возможно, она не учла это, потому что ей раньше везло и ее идеи никогда не перехватывали, но вы не должны повторять ее ошибку.

Главный довод в пользу регистрации товарного знака

Напоследок представим жителя провинциального сибирского городка Семена Петровича. У него есть маленький магазинчик рыболовных снастей с узнаваемым логотипом. Дело приносит стабильный доход. Семена Петровича все устраивает, поэтому решил вообще не оформлять патент. В итоге какой-то местный бизнесмен выяснил, что Семен Петрович пользуется незарегистрированной вывеской, перерисовал ее, оформил в Роспатенте как свою и предъявил владельцу иск в суд. В итоге мужчина потерял свой небольшой бизнес и разорился на выплате штрафа.

Этой печальной истории не случилось, бы, будь у Семена Петровича свидетельство о государственной регистрации товарного знака. Он не знал, что патент нужен не только для того, чтобы заказывать рекламу и много зарабатывать, но и чтобы обезопасить себя. Вы всегда должны помнить, что нечестных конкурентов много, и следующей жертвой можете стать именно вы.

Заключение

Как видите, в продажах любое неосторожное действие может быть обращено против вас. Поэтому вам нужно знать, как обезопасить себя и не причинить вред другим. Что для этого нужно делать:

  1. Поторопитесь с регистрацией товарного знака. Если вы отложите эту задачу в долгий ящик, потом у вас не будет на нее времени.
  2. Внимательно читайте документы и требования к ним. В заявке важен каждый пункт. Не игнорируйте длинные строчки и мелкие буквы, заполняйте бланк по образцу. Здесь самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью юриста, который разбирается в профессиональной терминологии.
  3. Не пренебрегайте предварительной проверкой данных. Не полагайтесь на свои познания и интуицию. Лучше потратить немного времени и денег на экспресс-анализ, чем потом полтора года проходить повторную экспертизу.

Если вы будете следовать этим правилам, ФИПС не сможет обвинить вас в умышленном или случайном копировании чужой торговой марки. Это – не гарантия, что экспертиза пройдет идеально, но у вас исчезнет как минимум одна проблема.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности