Как оформить авторские права на логотип?

Логотип

27.11.2022

Вернуться к другим новостям

nejming

Если вас интересует, как оформить логотип, значит, вы – предприниматель или дизайнер. В первом случае логотип нужно защищать от конкурентов, которые могут воспользоваться репутацией и узнаваемостью бренда. Во втором – защита нужна, чтобы исключить риск кражи логотипа и незаконного использования в коммерческих целях без заключения с автором договора и выплаты вознаграждения.

Как зарегистрировать авторские права на логотип и сделать изображение лицом бренда, расскажем в этой статье.

Что такое логотип?

Логотип – это изображение, которое используют в бизнес-среде, чтобы повысить узнаваемость и создать устойчивую ассоциативную связь с брендом. В тоже время это объект, созданный творческим трудом, поэтому он защищается авторским правом.

Организация может зарегистрировать логотип в качестве товарного знака в Роспатенте и получить право на использование обозначения для идентификации бизнеса. При этом авторские права на логотип у дизайнера остаются. Данный факт их не отменяет.

Авторские права на логотип

Авторское право возникает у разработчика логотипа в момент создания логотипа. Регистрация или выполнение каких-то особенных действий для активирования защиты законом не предусмотрены. Авторское право «работает» во всем мире в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Удостоверить, что вы на определенную дату являетесь автором произведения, можно с помощью процедуры депонирования. Дизайнеры редко обращаются за подтверждениями своих прав. Чаще используется договор с правообладателем или исходники, из которых можно узнать дату создания логотипа.

Защитить логотип авторским правом – не значит, что его надо обязательно регистрировать. Достаточно получить официальное доказательство авторства с помощью депонирования.

Правоотношения дизайнера и предпринимателя при создании логотипа

Между дизайнером и предпринимателем обычно заключается договор, в котором уточняется, что исключительные права отчуждаются в полном объеме и переходят от автора к заказчику. Передача необходима, чтобы законно использовать логотип. Если дизайнер в рамках исполнения трудовых обязанностей создает логотип, то по общему правилу исключительные права принадлежат заказчику, если не предусмотрено иное.

Даже после регистрации товарного знака в Роспатенте, дизайнер может заявить, что не передавал исключительные права вам, тогда с использованием обозначения будут проблемы. На практике такое происходит редко.

Возникает вопрос: зачем регистрировать товарный знак в Роспатенте, если исключительные права уже у компании?

Авторское право защищает только от копирования, то есть от точного воспроизведения. Если конкурент использует схожий логотип, то претензии будут необоснованными. Авторское право защищает от переработки, а доказать, что логотип был переработан, сложно. Ведь нужно установить, что нарушитель знал о существовании вашего объекта и использовал его для создания нового логотипа.

При регистрации товарного знака можно запрещать использование даже схожих обозначений. Защита товарного знака распространяется на ту территорию, где он зарегистрирован. Авторское право не имеет ограничений по территории.

Внесение в реестр товарного знака значит, что исключительные права приобретает компания, а авторские также остаются у дизайнера. Но расширяются возможности правообладателя. Свидетельство государственного органа – неоспоримое доказательство, в отличие от договора, с которым могут возникнуть проблемы.

Пройти процедуру в Роспатенте можно только при условии, что ваш логотип уникален и не похож на другие товарные знаки. Если обозначение разрабатывал дизайнер, то он должен был убедиться, что аналогов и схожих знаков нет. Не все разработчики логотипов это делают.

Часто к нам приходят клиенты с уже готовыми логотипами, мы проводим проверку и выясняется, что такое обозначение уже давно использует другая компания. Здесь речь идет о плагиате со стороны дизайнера. Ситуация неприятная, потому что регистрации такое обозначение не подлежит.

Чтобы себя обезопасить, указывайте в договоре пункт, в котором дизайнер гарантирует создание логотипа самостоятельным творческим трудом. Если выяснится, что работа дизайнера – плагиат, использованы чужие шрифты и другое, то можно потребовать возмещения убытков. Если дизайнер не хочет подписывать договор с такими пунктами, то есть смысл поискать другого специалиста.

Рекомендуем также проверить логотип на авторские права по базе Роспатента, в поисковых системах с помощью поиска по фото. Если нашли аналоги, не принимайте работу дизайнера.

Дизайнерам хочется напомнить о необходимости проверки логотипов по базам данных Роспатента. В противном случае придется возвращать деньги клиенту, помимо этого, плагиат отразиться на репутации. Не стоит использовать уже существующие логотипы и пытаться их изменить до неузнаваемости. Подходите к процессу творчески. В случае нарушения вы также будете отвечать за плагиат. Не знаете, как закрепить авторское право на логотип, обратитесь к нам. Мы расскажем, как давать гарантию заказчику при разработке дизайна логотипа.

Как зарегистрировать логотип в Роспатенте?

Зарегистрировать товарный знак можно с помощью патентных поверенных или самостоятельно. Для этого нужно подать заявление и пакет документов через сайт ФИПС, портал Госуслуг или почтой в Роспатент.

Товарный знак должен соответствовать критериям, установленным законом. Если эксперты ФИПС выявят несоответствие, то в регистрации откажут. Нужно предварительно проверить ваш логотип, чтобы избежать отказа.

Логотип должен быть:

  • уникальным – в реестре нет схожих изобразительных или комбинированных товарных знаков;
  • соответствующим требованиям законодательства, подробнее можно узнать в ст. 1483 ГК РФ.

Проверить наименование на уникальность можно самостоятельно, но гарантию, что ваш товарный знак соответствует критериям, даст только патентный поверенный. Если вы обратитесь к специалистам «Лирейт», вы получите отчет о проведенной проверке с точным результатом. Изобразительные товарные знаки без доступа к специальным базам и профильных знаний проверить сложно.

После получения результата проверки надо подобрать классы МКТУ, которые соответствуют направлениям вашей деятельности, после этого подготовить заявление, регистрируемое обозначение, его описание, приложить перечень классов МКТУ, квитанцию об оплате государственной пошлины. Мы рекомендуем выбирать от 1 до 3 классов МКТУ.

Подать документы можно лично или почтой в ФИПС, через портал Госуслуг, сайт ФИПС, по электронной почте. Во время экспертизы специалисты Роспатента оценивают правильность заполнения заявки, наличие всех документов, само обозначение.

Если получен предварительный отказ, то есть шанс переубедить экспертов и добиться регистрации. Патентные поверенные имеют необходимый опыт для этого. Если самостоятельно не удалось аргументировать позицию, Роспатент отказал в регистрации патента окончательно, это решение можно оспорить в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам. Желательно обратиться к юристам за представлением ваших интересов.

Основное преимущество регистрации – возможность пресекать действия конкурентов по использованию схожих и аналогичных обозначений. Правообладателю полагается компенсация за нарушение его прав. Размер может достигать 5 миллионов рублей. Эту сумму назначают редко, но правонарушение всегда обходиться дорого для нарушителя.

В июне 2022 года Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил требования правообладателя товарного знака LOVE SECRET UNDERWEAR, взыскал с нарушителя за использование сходного до степени смешения обозначения LOVE SECRET 1 000 000 рублей. Дополнительно назначил выплату расходов по уплате государственной пошлины – 19 000 рублей взыскание в доход федерального бюджета – 4 000 рублей государственной пошлины (решение от 1 июня 2022 г. по делу № А33-3539/2022).

Нарушителю придется уничтожить товар с незаконной маркировкой. Он понесет большие убытки. При этом неважно умышленно использовалось обозначение или нарушитель просто не проверил свой товарный знак по базам Роспатента.

Графические и комбинированные товарные знаки привлекают больше внимания, лучше запоминаются, а значит выделяют бизнес и помогают ему развиваться. Но в этом случае вы должны быть уверены в наличии авторских прав на логотип и название у разработчиков. Защищайте охраноспособные логотипы с помощью регистрации в Роспатенте. Благодаря этому никто не нарушит ваши авторские и исключительные права.

Обратитесь к специалистам «Лирейт» за консультацией – это бесплатно!

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности