Как разработать и зарегистрировать охраноспособный нейминг и логотип

Логотип

29.10.2022

Вернуться к другим новостям

nejming

Разработка нейминга и логотипа: правовой аспект

Нейминг и логотип – это «лицо» компании, маркетинговые инструменты. С помощью этих элементов образа бренда создаются нужные ассоциации. Хороший нейминг и логотип запоминается, делает компанию узнаваемой, вызывает интерес. Может показаться, что разработка нейминга и логотипа – легкий творческий процесс. Творчество в данном случае работает в рамках правового поля. Ограничение – требования Роспатента к неймингу и логотипам.

Как создать охраноспособный логотип и нейминг бренда, как успешно пройти регистрацию в патентном ведомстве, расскажем в этой статье.

Как придумать охраноспособный нейминг

Каждый год количество компаний, товаров и услуг увеличивается. Пополняется реестр товарных знаков Роспатента. В одном классе МКТУ не должно быть схожих и тождественных наименований. Когда происходит разработка нейминга, важно учитывать уникальность, а также соответствие требованиям Роспатента.

Словесные товарные знаки имеют большую популярность, потому что их легко запомнить. В то же время трудно создать действительно уникальный товарный знак, когда все придумано до нас. Чтобы уйти от сходства, мы можем доработать нейминг, добавить графические элементы, тогда товарный знак становится комбинированным.

Помимо сходства и тождественности, а также правил нейминга, есть и другие запреты, установленные Роспатентом.

Нельзя зарегистрировать:

  • названия, прямо указывающие на род деятельности: для юридической компании – «Юристы», «Бухучет» для бухгалтерских услуг;
  • товарный знак, если он состоит из нескольких букв, не имеющих смысла: «ГМ3», «ЛРШРЛ»;
  • ругательства, матерные слова и непристойные выражения: «Иди на …»;
  • общеупотребительные слова для обозначения товаров и услуг определенной сферы: «Сметана из деревни» для молочной продукции, «Аспирин» для лекарств, «Парикмахерская» для салонов красоты;
  • обозначения, которые прямо указывают на вид, количество, назначение, время и место изготовления / реализации или иным способом характеризуют товары или услуги: «Премиальный», «Свежий», «300 грамм масла»;
  • официальные наименования объектов культурного наследия России: Эрмитаж, Кремль;
  • общепринятые обозначения и термины: МГУ, КПРФ;
  • товарный знак, схожий с названием межправительственной или международной организации: ВТО, ООН, НАТО;
  • товарные знаки, которые вводят потребителей в заблуждение: «Молочный рай» для тушенки, «Натурал» для товара с заменителями молочного жира;
  • названия с упоминанием мест: «Московский пряник» − для производства в Костроме;
  • нейминг со словами «федеральный», «российский», «государственный», если нет реальной связи с государством;
  • слова с ошибками: «Чисы», «Снешный краб», «Заиц»;
  • товарный знак, который содержит название известного произведения, цитату или персонажа: «Буратино», «Незнайка», «Почтальон Печкин».
  • названия, которые противоречат деятельности компании: «Радостный день» для похоронного бюро, «Злой дядя» для детского развлекательного центра.

Многих интересует вопрос: «Можно ли зарегистрировать имя и фамилию как товарный знак?». Да, это возможно, если они оригинальны, то есть имеют различительную способность. В каждом случае степень оригинальности оценивается индивидуально. Вы можете обратиться к нашим патентным поверенным за разъяснением.

В нашем патентном бюро неймер может как разработать название с нуля, так и доработать его. В первом случае процесс включает несколько важных этапов:

  1. Анализ рынка, целевой аудитории, ценностей компании.
  2. Разработка нейминга бренда и первичная проверка всех вариантов на чистоту и соответствие требованиям Роспатента с участием патентного поверенного.
  3. Обсуждение уникальных и охраноспособных вариантов с клиентом.
  4. Окончательный выбор 1 названия и его тщательная проверка с участием патентного поверенного по базам данных Роспатента с учетом классов МКТУ.
  5. Регистрация товарного знака «под ключ» при желании клиента.

Последний этап в некоторых случаях переносится на 3-5 лет. Стоит помнить, что за это время могут появиться конкуренты с тождественным или сходным названием. Тогда стоимость разработки нейминга будет потеряна.

Как зарегистрировать название в Роспатенте

Мы рассматриваем создание названия с точки зрения требований Роспатента, потому что понимаем, что любой предприниматель и руководитель компании не хочет зря потратить время и деньги на создание неохраноспособного товарного знака.

Рано или поздно регистрация понадобится, чтобы защитить свои средства индивидуализации от конкурентов, выйти на маркетплейсы, открыть франшизу. Лучше задуматься об охране в начале, чем потом бороться с конкурентами, экстренно проверять название на уникальность, дорабатывать и пытаться получить свидетельство.

  1. Регистрация начинается с проверки товарного знака. Словесное обозначение можно проверить с учетом классов МКТУ по базам данных Роспатента. Чтобы получить доступ ко всей информации, нужно заплатить. Вы можете заказать проверку у нас, мы выполним поиск не только по зарегистрированным, но и по поданным на регистрацию обозначениям. Схожесть довольно трудно определить, если отсутствуют профильные знания. Подача заявки на «авось» обернется потерянным временем и финансами.
  2. После проверки необходимо подготовить документы и оплатить пошлины. При электронной подаче размер пошлины снижается на 30%. Список обязательных документов:
    1. Заявка. На официальном сайте Роспатента есть образец. Обязательно нужно указать заявителя, место жительства или нахождения.
    2. Заявленное обозначение.
    3. Описание нейминга и указание на классы МКТУ, в которых необходимо зарегистрировать нейминг.
    4. Квитанции об оплате пошлин.
  3. Документы можно подать в Роспатент через сайт ФИПС, Госуслуги, либо лично, почтовым отправлением или по факсу.
  4. Экспертиза проходит в два этапа: Первый – проверка документов. Второй – проверка товарного знака.
  5. Если проверки прошли успешно, нужно вновь оплатить пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства.
  6. Последний этап – получение свидетельства. При этом правовая охрана действует с момента подачи заявки, а не с момента выдачи свидетельства.

Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет, потом нужно продлить регистрацию.

Как придумать охраноспособный логотип

Логотип, как и название, должен быть уникальным, подходить под требования Роспатента и отражать ценности бренда. Иногда логотип содержит не только графические, но и словесные элементы – это комбинированный товарный знак. В качестве торгового обозначения можно зарегистрировать дизайн упаковки, этикетку, значок и другие визуальные элементы.

Логотипы отличаются более сложной структурой, поэтому тождественные товарные знаки встречаются реже. Чаще речь идет о сходстве. При создании логотипа наш дизайнер не просто отрисовывает красивые фигуры, но и изучает бренд, чтобы подобрать максимально удачное визуальное решение. Также он следит за тем, чтобы не нарушить запреты, установленные Роспатентом.

Нельзя использовать:

  • реалистичные изображения товара: фото рогалика для пекарни – это прямое указание на род деятельности;
  • логотипы, состоящие только из простых фигур: квадрат в его традиционном исполнении;
  • изображения, которые противоречат моральным и нравственным принципам: половые органы, нацистская свастика;
  • изображения объектов культурного наследия России и государственной символики: герб, флаг;
  • изображения известных персонажей: «Гарри Поттер», «Лунтик».

При разработке логотипа наш дизайнер действует так:

  1. Проводит интервью и опрашивает клиента.
  2. Исследует отрасль, определяет трендовые направления.
  3. Разрабатывает несколько логотипов, проводит первичную проверку и предлагает подходящие варианты клиенту.
  4. Дорабатывает при необходимости.
  5. С участием патентного поверенного проводит тщательную проверку на уникальность и соответствие требованиям Роспатента.

Такой подход – гарантия успешной регистрации товарного знака. Вы можете предложить свой логотип, который при необходимости наш дизайнер доработает до охраноспособности с учетом ваших пожеланий.

Как зарегистрировать логотип в Роспатенте

Если конкуренты заинтересованы в ваших клиентах, то создание схожего логотипа или его дублирование – отличный способ переманить аудиторию. Если у вас будет свидетельство о регистрации, вы сможете прекратить нарушение. При отсутствии регистрации в Роспатенте сделать с конкурентами ничего нельзя, остается наблюдать, как ваш яркий и запоминающийся логотип становится визитной карточкой другой компании.

Обычно в этом случае конкуренты сразу же подают заявку в Роспатент и тем самым закрепляют за собой право на использование обозначения. Вас могут даже признать нарушителем.

  1. Убедиться в уникальности можно только с помощью проверки товарного знака с учетом классов МКТУ по платным базам Роспатента. Соответствие требованиям установит патентный поверенный. Только после успешного прохождения этих двух этапов можно с уверенностью говорить об охраноспособности товарного знака.

    Если логотип или нейминг неохраноспособен, его можно доработать. В некоторых случаях можно запросить разрешение у владельца товарного знака на регистрацию. Возможно даже аннулирование обозначения, если оно не используется правообладателем больше 3-х лет.

    Когда клиент отказывается менять товарный знак, вносить изменения, приходится подавать заявки с риском. Мы готовимся к ответам на предварительный отказ и в большинстве случаев у нас получается доказать охраноспособность нейминга.

    Самостоятельно проверить логотип на уникальность – сложно. Простой, но не самый надежный способ самостоятельного поиска – Яндекс и Гугл. Необходимо выполнить стандартный поиск по изображению.

    Есть платные базы для поиска логотипов, но и там сложно правильно обозначить запрос, потому что используется Венская классификация. Вы можете обратиться к патентному поверенному, который изучит ваш товарный знак и возьмет на себя трудоемкий процесс по поиску обозначения.

  2. После проверки нужно собрать и оформить документы. Как и при регистрации словесного товарного знака, оплачивается пошлина. При онлайн подаче размер пошлины снижается на 30%. Список обязательных документов:
    1. Заявка. На официальном сайте Роспатента есть образец. Обязательно нужно указать заявителя, место жительства или нахождения.
    2. Заявленное обозначение.
    3. Описание логотипа и указание на классы МКТУ, в которых необходимо зарегистрировать товарный знак.
    4. Квитанции об оплате пошлин.
  3. После оплаты документы с квитанцией подаются в Роспатент через сайт ФИПС, Госуслуги, либо лично, почтовым отправлением или по факсу.
  4. Проводятся экспертизы: проверка документов и товарного знака.
  5. Если проверки прошли успешно, нужно вновь оплатить пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства.
  6. Последний этап – получение свидетельства. При этом правовая охрана действует с момента подачи заявки, а не с момента выдачи свидетельства.
  7. Товарный знак под охраной – 10 лет, по истечении этого срока нужно продлить регистрацию, подав заявку в патентное ведомство.

    Если вы хотите самостоятельно проходить регистрацию, внимательно заполняйте документы, чтобы не допустить ошибок, из-за которых велика вероятность получения отказа.

    Патентное бюро «Лирейт» создает патентоспособные названия и логотипы. У нас есть неймеры и дизайнеры, которые под руководством патентного поверенного дорабатывают уже существующие товарные знаки до охраноспособности. Наши кейсы доказывают профессионализм и ответственное отношение к делу. Обращайтесь за бесплатной консультацией к специалистам патентного бюро «Лирейт» прямо сейчас.

    Без регистрации товарного знака вы рискуете потерять нейминг и логотип вашего бизнеса!

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности