Как зарегистрировать название магазина индивидуального предпринимателя

Логотип

21.02.2022

Вернуться к другим новостям

Название магазина – это, как правило, вывеска этого магазина. Чтобы привлечь больше покупателей, хозяину магазина нужно подобрать правильное удачное название магазина, иначе покупатели, общаясь между собой будут назвать его просто «магазин», и будет трудно понять, о каком именно магазине идет речь и как его найти. Соответственно, вряд ли такой магазин будет популярным среди покупателей.

1. Какие имеются варианты защиты вывески в России?

Это можно сделать посредством использования коммерческого обозначения или посредством использования товарного знака. Это два разных способа индивидуализации, каждый со своими особенностями. Их можно использовать по отдельности, а можно также использовать оба из них.

2. Что такое коммерческое обозначение?

Это и есть в упрощенном понимании право на вывеску. Коммерческое обозначение – это обозначение (то есть – слово, группа слов, знак), которое используется в отношении того или иного предприятия. То есть, для того, чтобы использовать коммерческое обозначение, должно быть в наличии предприятие. Наличие предприятия увязывается с наличием объекта недвижимости (здания, или части здания). Необязательно, чтобы он был в собственности. Достаточно пользоваться им на правах аренды. Как раз-таки магазин и является типичным объектом недвижимости, типичным торговым предприятием, в отношении которого можно использовать коммерческое обозначение.

Регистрировать свое коммерческое обозначение для того, чтобы возникли права на него, не требуется. Это одновременно и упрощает порядок действий для возникновения коммерческого обозначения, и в то же время усложняет в некоторых случаях жизнь владельцу такого коммерческого обозначения.

У коммерческого обозначения, помимо обязательного наличия предприятия, имеются и прочие обязательные условия. Во-первых, оно должно обладать так называемыми достаточными различительными признаками. То есть, оно должно быть способно выделить предприятие своего владельца среди подобных ему предприятий. Если ваш магазин называется просто «Продовольственный магазин», то такое название не способно выделить предприятие среди подобных предприятий, соответственно, оно не обладает достаточными различительными признаками. А вот если магазин называется «Бегемотик», то такие различительные признаки налицо, так как это – оригинальное название. Во-вторых, еще одним обязательным условием является то, что название должно быть известным в пределах определенной территории. Если никто об этом предприятии не знает, а вывески как таковой нет, то, соответственно, поэтому и нет никакого коммерческого обозначения.

Если вышеуказанные обязательные условия выполняются, то тогда владелец предприятия может утверждать, что у него имеется коммерческое обозначение, которое он использует для своего предприятия, например, для магазина. И может при этом пользоваться правами, которые предоставляются законом владельцу коммерческого обозначения. Например, запрещать конкурентам использовать похожие названия.

3. Что такое товарный знак и чем он отличается от коммерческого обозначения?

Товарный знак – это обозначение, которое применяется для того, чтобы выделить товары (работы, услуги) одного предпринимателя от товаров (работ, услуг) конкурентов. Его можно с успехом использовать для обозначения магазина, так как деятельность магазина – это, собственно говоря, услуги розничной или оптовой продажи. Для того, чтобы использовать товарный знак в качестве названия магазина, нужно его зарегистрировать в 35 классе по Международной классификации товаров и услуг в отношении услуги «розничная и оптовая деятельность». Можно и по-другому: «деятельность магазинов по розничной и оптовой торговле».

Регистрация происходит в Роспатенте на основании поданной заявки. Это и есть главное отличие товарного знака от коммерческого обозначения – его нужно обязательно зарегистрировать в установленном государством порядке. Этот порядок предусматривает обязательную экспертизу на соответствие определенным условиям (наличие различительной способности, отсутствие ввода в заблуждение, отсутствие сходства с прочими товарными знаками и т.п.).

4. В чем недостатки коммерческого обозначения?

Главным недостатком коммерческого обозначения является отсутствие его регистрации. Из этого следует то, что при наличии судебного спора с нарушителями своих прав, придется сначала доказать, что коммерческое обозначение вообще существует. То есть, придется сначала доказывать наличие предприятия, достаточных различительных признаков, известность на определенной территории и только потом рассчитывать на то, что нарушителя накажут. Такова судебная практика по коммерческим обозначениям, и вряд ли для кого-нибудь будет сделано исключение из этих жестких правил.

Еще одним недостатком является то, что если коммерческое обозначение не используется более одного года, то право на него пропадает. То есть, если магазин находился в состоянии ремонта более года, то это означает, что коммерческого обозначения более не существует. Кроме того, если просто не имеется доказательств того, что ваш магазин непрерывно работал, уже и этого будет достаточно, чтобы сделать вывод о том, что коммерческого обозначения более не существует. Надо постоянно держать наготове доказательства непрерывного осуществления торговой деятельности в магазине.

У товарного знака нет ни одного из вышеуказанных недостатков. Он регистрируется государством в установленном порядке, то есть, не надо каждый раз самостоятельно доказывать его наличие – достаточно лишь сослаться на Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания российской Федерации. Не требуется доказывать наличие магазина, его известность, различительную способность своего товарного знака. Не требуется доказывать даже осуществление торговой деятельности.

Иными словами, для того, чтобы защитить свое название магазина, оптимальным вариантом будет регистрация товарного знака в Роспатенте вместо упования на то, что в суде в случае возникновения тяжбы примут доказательства существования коммерческого обозначения.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности