27.03.2020
Прибыльность ювелирного бизнеса во многом зависит от уникальности изделий. Поэтому для ювелиров важно правильно защитить свои авторские права на изделия в рамках законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В противном случае конкуренты могут «украсть» внешний вид ювелирной продукции и выпускать аналогичные изделия. А владелец понесет прямой ущерб в виде денег, потраченных на продвижение своей коллекции.
Регистрация прав на интеллектуальную собственность требует затрат от 80 до 120 тыс. рублей в зависимости от обстоятельства и объекта. Эта сумма ничтожна в сравнении с потенциальными убытками, которые несет ювелир в результате кражи коллекции.
Действующее российское законодательство в области защиты авторских прав позволяет защитить интеллектуальную собственность производителя и избежать незаконных действий со стороны конкурентов. Более того, зарегистрировать авторское право можно еще до того, как готовое изделие будет произведено, то есть на этапе разработки дизайна.
Полный перечень объектов, которые защищаются авторским правом, приведен в статье 1259 ГК. Один из пунктов – это изображения, графики, варианты дизайна и изделия в сфере декоративно-прикладного искусства. Причем важным моментом является то, что для попадания в категорию объектов не нужно регистрировать авторское право или обнародовать дизайн. Уже в момент создания графического образца он защищается авторским правом.
Но в ювелирном бизнесе у потерпевшего возникают сложности с доказыванием факта нарушения, то есть кражи дизайна ювелирных изделий. В судебной практике есть случай, когда одна из ювелирных компаний подала иск суд к другим производителям о возмещении ущерба вследствие использования дизайна ее коллекций.
По результатам рассмотрения дела исковые требования были удовлетворены, так как производители-ответчики не предоставили доказательств возникновения авторского права на изделия раньше истца. Однако это решение было обжаловано в апелляционную инстанцию.
Суд по апелляционной жалобе отменил решение первой инстанции по следующим причинам:
Из этого решения можно сделать вывод, что само отнесение изделия или созданного дизайна к объектам защиты авторских прав не позволяет защитить их на 100%. Практика показывает, что необходимо использовать для этого другие способы.
Оформление патента предоставляет владельцу больше инструментов для доказывания неправомерных действий со стороны конкурентов. Согласно статье 1352 ГК промышленным образцом может выступать изделие с уникальным внешним видом либо изделие ремесленного производства. Для прохождения процедуры регистрации патента достаточно, чтобы произведенное изделие было новым и уникальным.
При оформлении патента на изделие после «кражи» его внешнего вида владелец имеет право обращаться в суд с требованием о прекращении нарушения патентного права. Плюс такого варианта не только в простоте доказывания. Виновное лицо или компания обязано возместить причиненный ущерб и выплатить компенсацию размером до 5 млн рублей.
Доказать факт нарушения патентного законодательства просто. Достаточно сделать контрольную закупку и приобрести изделие, внешний вид которого защищен. Это подтвердит факт запуска контрафактной продукции в незаконный оборот. Можно также прибегнуть к осмотру сайта интернет-магазина вместе с нотариусом, который составит протокол и заверит копии страниц, где продается аналогичное по дизайну ювелирное украшение.
После установления факта нарушителю отправляется письменная претензия, а если она не будет удовлетворена, потерпевший может обращаться в суд.
У такого варианта есть минус. Права на промышленный образец необходимо перерегистрировать раз в 5 лет, но не более чем на 25 лет. Поэтому необходимо периодически предпринимать меры по продлению правовой защиты, что требует дополнительных затрат.
Второй эффективный способ защиты дизайна коллекции – регистрация товарного знака. Под этим термином понимают графическое или объемное обозначение, которое придает продукции индивидуальные черты и позволяет однозначно идентифицировать ее. Товарный знак формирует в глазах потребителя положительное отношение к бренду (путем маркетинговых мероприятий), которое затем сохраняется и используется для увеличения спроса.
Однако в этом случае необходимо следить, что регистрируемый товарный знак отличался от существующих брендов.
В качестве товарного знака может выступать самое изделие или его упаковка. Например, одна из ювелирных компаний зарегистрировала уникальный формат браслета, который затем не могли повторить конкуренты из-за правовых сложностей.
Правовая защита ювелирных коллекций от кражи дизайна не только возможна, но и необходима. Инструментами в этом случае могут быть:
А если применить комбинацию этих способов, шансы защитить интересы дизайнера коллекции и получить возмещение у нарушителей приближаются к 100%.