Какие объекты можно зарегистрировать в качестве товарного знака?

Вернуться к другим новостям

Какие объекты можно зарегистрировать в качестве товарного знака

Товарный знак – не просто случайное изображение на одежной этикетке, конфетной обертке или магазинной вывеске. Это – грамотно продуманная комбинация, которая учитывает человеческую психологию, модные тренды и социальные нормы. Все товарные знаки контролируются стандартами Гражданского кодекса Российской Федерации. От них напрямую зависит, какому логотипу будет дан зеленый свет, а какой ни за что не допустят до рынка. Важно соблюдать правила, чтобы не навредить себе, потребителям и другим предпринимателям.

Если вы в данный момент разрабатываете свой товарный знак, мы поможем сделать его грамотно. В наши задачи не входит обучение логодизайну или раскрытие маркетинговых тонкостей нейминга. Мы просто укажем, какие компоненты входят в торговую марку и что из них можно запатентовать. Эта информация поможет вам завершить процесс с выгодой для себя и избежать конфликтов с ФИПС.

Что подлежит регистрации в качестве товарного знака?

Просматривая рекламу, вы, наверное, замечали, что она состоит из множества деталей, которые откладываются в голове и прочно ассоциируются с продуктом. Так вот, каждая из них принадлежат бренду. Наверняка они зарегистрированы как интеллектуальная собственность фирмы, и, если кто-то хотя бы случайно их скопирует, его ждут большие неприятности. 

Приведем перечень элементов, которые с точки зрения закона выступают объектом авторского права:

  • Название. Это может быть русское или иностранное, общепринятое или вышедшее из употребления слово, аббревиатура и необычное сочетание букв. Если название будет непонятным для потребителя, владелец должен раскрыть его смысл в заявке на регистрацию. 
  • Изображение. Основное требование Роспатента к графическим элементам – четкость и логичность. Вы можете нарисовать на логотипе что угодно (разумеется, в разумных пределах!), главное – объясните комиссии, что означает ваша картинка.
  • Упаковка. Необычная упаковка может стать узнаваемой фишкой и значительно повысить продажи, поэтому предприниматели патентуют и ее.
  • Форма продукции. Слышали про конфликты между Apple и Samsung? Одна из причин – схожесть внешнего вида смартфонов двух марок. Одинаковые товары вводят покупателей в заблуждение – это и порождает судебные споры.
  • Аудио-сопровождение. Когда вы слышите в рекламном ролике незамысловатую мелодию, вероятно ловите себя на мысли: «О, это Tefal!», или: «Опять Nokia!». Эти мелодии не случайны. Они – часть бренда, которая охраняется законом. Если вы придумали для рекламы своего товара запоминающийся джингл, обязательно зарегистрируйте его, пока у вас не появились подражатели.  
  • Звуковые эффекты. Это может быть зажигалка с характерным щелчком, крышечка от напитка, открывающаяся с особым шипением, или конфетный фантик, который необычно шуршит. При создании образа торгового знака не бывает мелочей.
  • Запахи. Одна из самых трудных и спорных процедур, поскольку обонятельные рецепторы у всех людей настроены по-разному. Тем не менее, запахи регистрируются в РФ как часть торговой марки с 2012 года. Это касается не только духов и косметики. Можно запатентовать необычный аромат булочек, шоколада и даже фломастеров.
  • Голограмма. За последнее время набрали популярность голографические изображения как часть товарного знака. Маркетологи отмечают, что они вызывают у покупателей неподдельный интерес. ФИПС регистрирует их так же, как и обычные рисунки.

Буквально каждую торговую марку можно разобрать на части и каждая из них будет уникальной деталью, которая складывается в общую картинку. Учитывать все с такой тщательностью или нет – решать вам. Но практика показывает, что чем больше вы уделите внимания мелочам, тем лучше будет для вас. Даже если вы не планируете использовать музыку из своей рекламы как основное средство для улучшения продаж, рано или поздно может появиться предприниматель, который запатентует похожий аудио-эффект и обвинит вас в плагиате. В этом деле всегда лучше перестраховаться.

Требования к товарным знакам

Роспатент не идет на уступки всем и каждому. Чтобы зарегистрировать свой знак, вы должны быть готовы к строгой экспертизе. Но не переживайте: если вы все сделаете правильно, к вам не будет никаких претензий.

Проверка пройдет без проблем, если ваш логотип:

  • не похож на другие, уже запатентованные марки (плагиат не допускается ни в каком виде: если комиссия заметит сходство каких-либо элементов до степени смешения, ваш проект отправят на доработку);
  • понятен для большей части населения (если нет, вам придется подробно объяснить, что означает та или иная деталь);
  • не содержит нецензурных слов, оскорблений и неприличных рисунков;
  • не похож на какой-либо государственный символ;
  • не перекликается со знаменитыми произведениями искусства и культурными героями;
  • не обманывает потребителя

Вышеперечисленные требования описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. (Статья 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»). Их должен соблюдать каждый бизнесмен, вне зависимости от своего статуса и дохода. Если их проигнорировать, это грозит санкциями. Либо ваш логотип забракуют во время экспертизы, либо вы получите наказание, если уже успели ним воспользоваться в коммерческих целях. Это будет штраф на сумму до 200 000 рублей или исправительные работы на два года. В самом крайнем случае – тюремный срок. Ну и, конечно, вы больше не сможете продавать продукцию под незаконной маркой. Подробнее об этом можно узнать из Гражданского и Уголовного кодексов РФ, а также из Кодекса об административных нарушениях.

Не подвергайте себя опасности. Разработайте свой логотип таким образом, чтобы он идеально соответствовал требованиям законодательства. Если вы абсолютно не разбираетесь в юридических вопросах, наймите патентного поверенного. Он за сравнительно небольшую сумму поможет вам и с эмблемой, и с документами, и с их отправкой в Роспатент. Благодаря ему вы без проблем получите позитивное решение о регистрации товарного знака. 

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности