03.07.2024

Регистрация товарного знака нужна не всем. И не все смогут пройти процедуру успешно. Чтобы предпринимателям легче было понять, нужна ли их бизнесу регистрация в Роспатенте, мы подготовили этот материал.
Регистрация товарного знака только для крупных компаний – это миф. Сейчас регистрировать логотипы и названия нужно даже самозанятым гражданам. Прежде всего, это спасает от судебных разбирательств и крупных финансовых потерь.
Однажды к нам обратился клиент с такой историей:
Клиент-ИП начал готовить торты и продавать их совместно со своей командой. За год удалось развить бизнес до полноценной мини-кондитерской со своей клиентурой и стабильным потоком заказов. Название и логотип ИП заказал у местного начинающего дизайнера – дешево и сердито. Предприниматель не знал о необходимости регистрации товарного знака. Внезапно пришла претензия от правообладателя похожего обозначения из другого города, в ней сказано, что он требует компенсацию 700 000 рублей, хочет, чтобы ИП сменил вывески, прекратил использование обозначения, отдал аккаунт с 20 000 подписчиков. Сообщество в соцсетях имело аналогичное название с товарным знаком правообладателя. ИП пришлось выплатить деньги, снять вывески, изменить название и логотип, передать аккаунт правообладателю. Чуть позже мы помогли ему зарегистрировать новое обозначение за 8 месяцев, но, к сожалению, после выплаты такой серьезной компенсации, потери аккаунта и узнаваемости бизнес клиента продержался всего 1 год.
Такие истории – не редкость. Предприниматели иногда становятся жертвами «патентных троллей», которые намеренно регистрируют товарные знаки развивающегося бизнеса, а потом требуют плату за передачу обозначения.
Без регистрации не получится защищать себя от конкурентов. Они могут начать использовать подобный или такой же логотип, клиенты будут введены в заблуждение. Это может негативно повлиять на репутацию или значительно снизить количество обращений, аудитория будет постепенно уходить к конкуренту.
Ответ на вопрос «нужно ли регистрировать товарный знак» однозначный для большинства предпринимателей – да.
В первом квартале 2024 года в Роспатент было подано на 33% больше заявок в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Это говорит о том, что предприниматели чаще принимают решение об обращении в патентное ведомство. Причины могут быть разные – сознательность или необходимость, когда бизнес уже столкнулся с проблемами из-за несвоевременной регистрации.
Чаще всего в реестр Роспатента попадают обозначения из сегмента одежда и обувь, ПО, электроника, бытовая химия, парфюм, косметика и другие. Предпринимателям из этих категорий стоит учитывать сей факт. Для них шанс получить проблемы при отказе от прохождения процедуры регистрации выше.
Есть вероятность, что наплыв заявок может спровоцировать увеличение государственных пошлин, которые заявитель оплачивает во время подачи заявки. В долгосрочной перспективе стоимость регистрации точно будет расти. Чем раньше вы пройдете ее, тем дешевле она вам обойдется.
Зарегистрировать товарный знак точно необходимо, если вы хотите защитить уникальное обозначение, которое используется для идентификации вашего товара или услуги, от использования другими компаниями, ИП или самозанятыми.
После регистрации каждый владелец товарного знака получает возможность:
В каждой отрасли есть свои дополнительные преимущества. Вы можете узнать, как поможет вам регистрация на бесплатной консультации у наших экспертов.
Товарный знак нужен всем, кто предоставляет услуги и продает товары под собственным уникальным названием или логотипом. Мы конкретизировали случаи, когда необходимо свидетельство патентного ведомства:
Если, задавая вопрос «когда регистрировать товарный знак», вас интересует конкретный период развития бизнеса, то ответ – желательно до начала использования обозначения в коммерческой деятельности.
Регистрировать логотип или название спустя несколько лет после начала использования – рискованная идея. Даже если в процессе разработки ваше обозначение было проверено на уникальность, на момент регистрации в реестре могут обнаружиться аналоги.
Если ваше обозначение включает в себя словесную и графическую часть, нужно учитывать, что эксперты будут проводить проверку и слов, и изображений. Возможно, вам придется зарегистрировать отдельно словесный и графический элемент. Это необходимо, когда планируется раздельное использование.
Регистрировать название в Роспатенте отдельно от логотипа придется с помощью двух заявок. Срок регистрации – до 18 месяцев. Подать заявку можно через патентных поверенных или самостоятельно, например, через Госуслуги. В процессе уплачивается государственная пошлина. Многих предпринимателей это останавливает, но цена регистрации значительно ниже, чем величина компенсации, которую могут запросить при нарушении.
Регистрация товарного знака – это добровольная процедура. Ее нужно пройти для спокойного и свободного развития бизнеса. Есть исключения – когда регистрация не нужна. В ней нет смысла, если:
Если вы решили, что в ваших планах безопасное развитие бизнеса и надо пройти регистрацию, обратитесь к специалистам по интеллектуальной собственности компании «Лирейт» за предварительной консультацией и бесплатной проверкой вашего обозначения на возможность получения положительного решения от Роспатента.