Когда регистрировать товарный знак

Вернуться к другим новостям

Когда регистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака нужна не всем. И не все смогут пройти процедуру успешно. Чтобы предпринимателям легче было понять, нужна ли их бизнесу регистрация в Роспатенте, мы подготовили этот материал.

Нужно ли регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака только для крупных компаний – это миф. Сейчас регистрировать логотипы и названия нужно даже самозанятым гражданам. Прежде всего, это спасает от судебных разбирательств и крупных финансовых потерь.

Однажды к нам обратился клиент с такой историей:

Клиент-ИП начал готовить торты и продавать их совместно со своей командой. За год удалось развить бизнес до полноценной мини-кондитерской со своей клиентурой и стабильным потоком заказов. Название и логотип ИП заказал у местного начинающего дизайнера – дешево и сердито. Предприниматель не знал о необходимости регистрации товарного знака. Внезапно пришла претензия от правообладателя похожего обозначения из другого города, в ней сказано, что он требует компенсацию 700 000 рублей, хочет, чтобы ИП сменил вывески, прекратил использование обозначения, отдал аккаунт с 20 000 подписчиков. Сообщество в соцсетях имело аналогичное название с товарным знаком правообладателя. ИП пришлось выплатить деньги, снять вывески, изменить название и логотип, передать аккаунт правообладателю. Чуть позже мы помогли ему зарегистрировать новое обозначение за 8 месяцев, но, к сожалению, после выплаты такой серьезной компенсации, потери аккаунта и узнаваемости бизнес клиента продержался всего 1 год.

Такие истории – не редкость. Предприниматели иногда становятся жертвами «патентных троллей», которые намеренно регистрируют товарные знаки развивающегося бизнеса, а потом требуют плату за передачу обозначения.

Без регистрации не получится защищать себя от конкурентов. Они могут начать использовать подобный или такой же логотип, клиенты будут введены в заблуждение. Это может негативно повлиять на репутацию или значительно снизить количество обращений, аудитория будет постепенно уходить к конкуренту.

Ответ на вопрос «нужно ли регистрировать товарный знак» однозначный для большинства предпринимателей – да.

В первом квартале 2024 года в Роспатент было подано на 33% больше заявок в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Это говорит о том, что предприниматели чаще принимают решение об обращении в патентное ведомство. Причины могут быть разные – сознательность или необходимость, когда бизнес уже столкнулся с проблемами из-за несвоевременной регистрации.

img

Чаще всего в реестр Роспатента попадают обозначения из сегмента одежда и обувь, ПО, электроника, бытовая химия, парфюм, косметика и другие. Предпринимателям из этих категорий стоит учитывать сей факт. Для них шанс получить проблемы при отказе от прохождения процедуры регистрации выше.

img

Есть вероятность, что наплыв заявок может спровоцировать увеличение государственных пошлин, которые заявитель оплачивает во время подачи заявки. В долгосрочной перспективе стоимость регистрации точно будет расти. Чем раньше вы пройдете ее, тем дешевле она вам обойдется.

Для чего нужно регистрировать товарный знак?

Зарегистрировать товарный знак точно необходимо, если вы хотите защитить уникальное обозначение, которое используется для идентификации вашего товара или услуги, от использования другими компаниями, ИП или самозанятыми.

После регистрации каждый владелец товарного знака получает возможность:

  1. Запрещать конкурентам использовать в своей деятельности его бренд или похожие обозначения.
  2. Уничтожать продукцию конкурентов, удалять сайты, личные кабинеты на маркетплейсе или аккаунты нарушителей в соцсетях, заставлять их снимать вывески.
  3. Подавать иски и претензии, чтобы взыскать компенсацию до 5 000 000 рублей и более.
  4. Продавать на маркетплейсах и в крупных супермаркетах, поскольку на многих площадках зарегистрированный товарный знак – это обязательное условие.
  5. Развивать бизнес по франшизе и получать пассивный доход по лицензионным договорам.
  6. Повышать стоимость бизнеса за счет обращения ТЗ в НМА и снижать налоги законно, используя «белые» схемы.
  7. Запрещать ввоз товаров на территорию России с помощью ТРОИС, в который могут попасть только зарегистрированные в Роспатенте обозначения.
  8. Получить кредит на развитие бизнеса, воспользовавшись новыми программами банков.
  9. Свободно размещать вывески и делать рекламу, не переживая, что нарушите чужие права.

В каждой отрасли есть свои дополнительные преимущества. Вы можете узнать, как поможет вам регистрация на бесплатной консультации у наших экспертов.

Когда нужно регистрировать товарный знак?

Товарный знак нужен всем, кто предоставляет услуги и продает товары под собственным уникальным названием или логотипом. Мы конкретизировали случаи, когда необходимо свидетельство патентного ведомства:

  1. Расширение бизнеса за пределы страны или региона. Если вы планируете постепенное расширение географии продаж, товарный знак желательно зарегистрировать, поскольку у вас появится больше конкурентов, вы станете заметнее – это повысит риски.
  2. Продажа товаров онлайн, например, через соцсети или маркетплейсы. Название или логотип компании в соцсетях могут отобрать, вложенные в раскрутку деньги вернуть не получится. На маркетплейсах большая конкуренция, есть риск, что придет претензия, личный кабинет заблокируют, придется платить штраф маркетплейсу и компенсацию правообладателю, возмещать убытки платформе.
  3. Желание разместить вывеску на латинице. Многие рекламные агентства руководствуются новыми правилами и не берут в работу вывески на латинице, если слово или словосочетание не зарегистрированы в Роспатенте. Если вывеска уже размещена, ее могут демонтировать при отсутствии свидетельства на товарный знак в отношении указанного на ней слова или словосочетания.
  4. Развитие бизнеса по франшизе. Продавать франшизу можно только при наличии зарегистрированного в Роспатенте бренда. Вместе с другими материалами вы предоставляете франчайзи право использовать ваш логотип или название, без регистрации это сделать невозможно.
  5. Желание оставаться на рынке долго. Долгосрочный успех возможен только в том случае, если ваши товары и услуги будут узнаваемы. Для этого используют названия и логотипы. Если вовремя не зарегистрировать товарные знаки, можно потерять свое «лицо» и шанс запомниться потребителю.

Если, задавая вопрос «когда регистрировать товарный знак», вас интересует конкретный период развития бизнеса, то ответ – желательно до начала использования обозначения в коммерческой деятельности.

img

Регистрировать логотип или название спустя несколько лет после начала использования – рискованная идея. Даже если в процессе разработки ваше обозначение было проверено на уникальность, на момент регистрации в реестре могут обнаружиться аналоги.

Если ваше обозначение включает в себя словесную и графическую часть, нужно учитывать, что эксперты будут проводить проверку и слов, и изображений. Возможно, вам придется зарегистрировать отдельно словесный и графический элемент. Это необходимо, когда планируется раздельное использование.

Регистрировать название в Роспатенте отдельно от логотипа придется с помощью двух заявок. Срок регистрации – до 18 месяцев. Подать заявку можно через патентных поверенных или самостоятельно, например, через Госуслуги. В процессе уплачивается государственная пошлина. Многих предпринимателей это останавливает, но цена регистрации значительно ниже, чем величина компенсации, которую могут запросить при нарушении.

Можно ли не регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака – это добровольная процедура. Ее нужно пройти для спокойного и свободного развития бизнеса. Есть исключения – когда регистрация не нужна. В ней нет смысла, если:

  • У вас нет уникального, соответствующего закону бренда. Организация работает под простым названием, которое используют повсеместно: «Аптека», «ВетКлиника», «Продукты», «Овощной магазин». Если ваш логотип или название не соответствует требованиям ст. 1483 ГК РФ, зарегистрировать его не получится.
  • У вас нет планов на долгосрочное развитие. Вы открыли свое дело временно для каких-то целей, не хотите заниматься активным продвижением.
img

Если вы решили, что в ваших планах безопасное развитие бизнеса и надо пройти регистрацию, обратитесь к специалистам по интеллектуальной собственности компании «Лирейт» за предварительной консультацией и бесплатной проверкой вашего обозначения на возможность получения положительного решения от Роспатента.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности