Кто не защитил товарный знак - тот...

Новости

29.08.2017

Вернуться к другим новостям

защита товарного знака

История первая: «Скупой платит дважды» Предприниматель К. имел довольно успешный бизнес, у него была база по реализации готовой продукции оптом. Так как дела шли отлично, предприниматель решил открыть магазин по розничной продаже тех же товаров и одновременно занялся производством собственной продукции, которая впоследствии реализовывалась как через собственную оптовую базу, так и через розничный магазин. Для целей индивидуализации своей продукции и торговых точек он заказал у дизайнерской фирмы разработку названия для продукции и магазинов (нейминг) и логотип, и дизайнерская фирма создала по его заказу торговую марку.

Таким образом предприниматель К. совершил первую ошибку, которая повлекла ряд проблем, потребовав от него вложения дополнительных денежных средств, лишнюю нервотрепку и т.д. В чем же заключалась первая ошибка предпринимателя? В том, что он, обратившись в дизайнерскую фирму, не поинтересовался, а осуществит ли данная фирма проверку разрабатываемого обозначения на охраноспособность? может ли обозначение в принципе быть зарегистрировано в качестве товарного знака? не провел проверку на наличие/отсутствие тождественных или сходных товарных знаков, зарегистрированных и заявленных на регистрацию в РФ для тех же товаров и услуг.

Лирическое отступление – есть люди, которые не знают, что правовая охрана товарного знака распространяется на территорию всей РФ, наивно предполагая, что если ТЗ, например, «Звезда» зарегистрирован на имя правообладателя из Калининграда, то ничто не мешает другому предпринимателю осуществлять аналогичную деятельность по производству товаров, оказанию услуг, проведению работ во Владивостоке или Урюпинске.

Итак, предприниматель К. заплатил приличные деньги неймерам-дизайнерам , начал выпуск продукции под разработанным для него незарегистрированным товарным знаком и открыл под соответствующим названием магазин по розничной торговле. Будучи немного знакомой с этим предпринимателем я предложила ему еще до начала разработки ТЗ провести с нашей помощью анализ на охраноспособность будущего обозначения, предупредив обо всех возможных негативных последствиях, с которыми он может столкнуться. К попросил сделать расчет стоимости всех работ, связанных с процедурой проверки на охраноспосорбность и регистрации товарного знака, так сказать «под ключ». Ознакомившись с представленными расчетами он сказал, что это дорого и он не желает вынимать эти деньги из оборота на непонятные ему цели…Ну что ж, хозяин-барин, нет, так нет.

В течении нескольких лет бизнес К. разросся, у него уже было несколько десятков магазином, которые осуществляли свою деятельность под незарегистрированным товарным знаком…В это время в нашем регионе начался буйный рост строительства крупных торговых центров и вот К появляется на пороге нашего офиса с предложением таки начать для него работы по оказанию услуг, связанных с регистрацией товарного знака. Мы ему говорим: «Понимаете ли, господин К, ваше обозначение не обладает достаточной различительной способностью и в регистрации ему может быть отказано по этому основанию. Возможно поможет только, если доказать приобретение обозначением различительной способности в результате его длительного и интенсивного использования…». К. был настроен решительно, и мы подали заявку на регистрацию его товарного знака для ограниченного перечня товаров и услуг.

Как мы и предполагали, экспертиза по существу заявленного обозначения направила нам Уведомление о результатах проверки заявленного обозначения требованиям законодательства, в котором содержались мотивы предполагаемого отказа в регистрации в связи с тем, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью. Как известно для ответа на данное уведомление законом установлен срок-6 месяцев. Мы попросили К. предоставить достаточно большой перечень документов для доказательств приобретения такой различительной способности…

Вторая ошибка К. была в том, что он не отнесся к этому требованию всерьез, поручил менеджерам-сотрудникам сбор и предоставление нам необходимых документов, а они его поручение не сумели исполнить в срок…В результате в регистрации товарного знака было отказано. К. огорчился тем, что время и деньги оказались потраченными зря, но видимо не сильно, махнул рукой на это «мероприятие» и продолжил свою бизнес-деятельность…

Второй раз бизнесмен К. появился на пороге нашего офиса с огромной просьбой снова подать заявку на регистрацию товарного знака и просил предпринять всё, что только в наших силах для того, чтобы все-таки зарегистрировать свой товарный знак и в кратчайшие сроки. Я достаточно притворно удивилась: «Что за срочность, что за необходимость?» Как оказалось, крупные торговые центры отказываются заключать договор аренды на свои площади в том случае, если товарный знак лица, желающего арендовать торговые площади под магазин, не зарегистрирован или право пользования товарным знаком не предоставлено арендатору по лицензионному договору или франшизе.

Мы попросили К. четко следовать нашим инструкциям, осуществить личный контроль над сбором доказательств по приобретению заявляемым обозначение различительной способности с соблюдением всех сроков и форм. Во второй раз, со второй попытки у нас все получилось. К тому времени у К. было уже около сотни фирменных магазинов по всему краю, работающих несколько лет под его «многострадальным» товарным знаком … И, как водится, появись и желающие скопировать брэнд, открывались торговые точки с незаконным использованием фирменного знака К.

Кстати вторая попытка регистрации осуществлялась по ускоренной международной процедуре, так как знак был нужен позарез и поскорее. Надо ли говорить, что стоимость такой регистрации в несколько раз дороже стандартной процедуры регистрации
 

История на мой взгляд поучительна, ибо из неё следует сразу несколько уроков:

  1. Перед тем как заказывать нейминг и дизайн логотипа нужно убедиться, что фирма, которая будет вам оказывать подобные услуги, создаст именно уникальные обозначения, проверит созданные названия и рисунки на охраноспособность и передаст вам знак, способный быть зарегистрированным в качестве товарного знака. А если фирма-разработчик не оказывает подобных услуг (не делает этого сама или не привлекает фирмы, которые на этом специализируются), предварительно проверить предполагаемые названия, заказав такую проверку специалистам;
  2. Перед тем как выводить на рынок вновь созданное обозначение, которое будет индивидуализировать именно ваши товары, работы и услуги необходимо зарегистрировать его в качестве товарного знака. Иногда без такой регистрации просто нельзя обойтись;
  3. Вы должны четко понимать и представлять себе последствия использования незарегистрированного товарного знака и его раскрутки, требующей значительных вложений. Знак может стать аппетитным-лакомым куском для пиратов, в случае его успеха на рынке (а кто ж, начиная бизнес , изначально не верит в успех?:) Последствия могут быть не только в том, что вам придется менять раскрученный знак, соответственно менять вывески, дизайн и многое другое. (Кстати, к примеру, приведенному выше, К. рассказал мне, что только замена вывесок на всех его магазинах, выльется в несколько миллионов рублей затрат). Последствия могут наступить и в виде судебных исков за неправомерное использование чужих товарных знаков, если вы по неведению стали использовать тождественные или сходные до степени смешения обозначения, ранее зарегистрированными на имя иных лиц. Рассказывать про судебные расходы и нервотрёпки или не надо?
  4. Если вы подаете знак на регистрацию, отнеситесь ответственно к выбору компании, которая будет вам оказывать услуги по регистрации. Вам должно быть однозначно понятно, что, как, зачем, почему может произойти, какие могут быть подводные камни и как их, вероятно, нужно будет обходить. Часто сталкиваемся с ситуацией, когда клиент приходит к нам после одной, двух ранее предпринятых попыток зарегистрировать знак, не увенчавшихся успехом. Потому что другая фирма на регистрацию знак подала и на этом сочла свою миссию законченной. А зачастую простого знания как правильно оформить и подать заявку недостаточно и нужны более глубокие профессиональные знания в области регистрации;
  5. И наконец, если вы подали знак на регистрацию, выполняйте просьбы менеджеров компании, которая осуществляет услуги по регистрации в срок и в нужной форме. А то ведь можно не успеть-опоздать или каких-либо сведений не додать.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности