29.08.2017
История первая: «Скупой платит дважды» Предприниматель К. имел довольно успешный бизнес, у него была база по реализации готовой продукции оптом. Так как дела шли отлично, предприниматель решил открыть магазин по розничной продаже тех же товаров и одновременно занялся производством собственной продукции, которая впоследствии реализовывалась как через собственную оптовую базу, так и через розничный магазин. Для целей индивидуализации своей продукции и торговых точек он заказал у дизайнерской фирмы разработку названия для продукции и магазинов (нейминг) и логотип, и дизайнерская фирма создала по его заказу торговую марку.
Таким образом предприниматель К. совершил первую ошибку, которая повлекла ряд проблем, потребовав от него вложения дополнительных денежных средств, лишнюю нервотрепку и т.д. В чем же заключалась первая ошибка предпринимателя? В том, что он, обратившись в дизайнерскую фирму, не поинтересовался, а осуществит ли данная фирма проверку разрабатываемого обозначения на охраноспособность? может ли обозначение в принципе быть зарегистрировано в качестве товарного знака? не провел проверку на наличие/отсутствие тождественных или сходных товарных знаков, зарегистрированных и заявленных на регистрацию в РФ для тех же товаров и услуг.
Лирическое отступление – есть люди, которые не знают, что правовая охрана товарного знака распространяется на территорию всей РФ, наивно предполагая, что если ТЗ, например, «Звезда» зарегистрирован на имя правообладателя из Калининграда, то ничто не мешает другому предпринимателю осуществлять аналогичную деятельность по производству товаров, оказанию услуг, проведению работ во Владивостоке или Урюпинске.
Итак, предприниматель К. заплатил приличные деньги неймерам-дизайнерам , начал выпуск продукции под разработанным для него незарегистрированным товарным знаком и открыл под соответствующим названием магазин по розничной торговле. Будучи немного знакомой с этим предпринимателем я предложила ему еще до начала разработки ТЗ провести с нашей помощью анализ на охраноспособность будущего обозначения, предупредив обо всех возможных негативных последствиях, с которыми он может столкнуться. К попросил сделать расчет стоимости всех работ, связанных с процедурой проверки на охраноспосорбность и регистрации товарного знака, так сказать «под ключ». Ознакомившись с представленными расчетами он сказал, что это дорого и он не желает вынимать эти деньги из оборота на непонятные ему цели…Ну что ж, хозяин-барин, нет, так нет.
В течении нескольких лет бизнес К. разросся, у него уже было несколько десятков магазином, которые осуществляли свою деятельность под незарегистрированным товарным знаком…В это время в нашем регионе начался буйный рост строительства крупных торговых центров и вот К появляется на пороге нашего офиса с предложением таки начать для него работы по оказанию услуг, связанных с регистрацией товарного знака. Мы ему говорим: «Понимаете ли, господин К, ваше обозначение не обладает достаточной различительной способностью и в регистрации ему может быть отказано по этому основанию. Возможно поможет только, если доказать приобретение обозначением различительной способности в результате его длительного и интенсивного использования…». К. был настроен решительно, и мы подали заявку на регистрацию его товарного знака для ограниченного перечня товаров и услуг.
Как мы и предполагали, экспертиза по существу заявленного обозначения направила нам Уведомление о результатах проверки заявленного обозначения требованиям законодательства, в котором содержались мотивы предполагаемого отказа в регистрации в связи с тем, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью. Как известно для ответа на данное уведомление законом установлен срок-6 месяцев. Мы попросили К. предоставить достаточно большой перечень документов для доказательств приобретения такой различительной способности…
Вторая ошибка К. была в том, что он не отнесся к этому требованию всерьез, поручил менеджерам-сотрудникам сбор и предоставление нам необходимых документов, а они его поручение не сумели исполнить в срок…В результате в регистрации товарного знака было отказано. К. огорчился тем, что время и деньги оказались потраченными зря, но видимо не сильно, махнул рукой на это «мероприятие» и продолжил свою бизнес-деятельность…
Второй раз бизнесмен К. появился на пороге нашего офиса с огромной просьбой снова подать заявку на регистрацию товарного знака и просил предпринять всё, что только в наших силах для того, чтобы все-таки зарегистрировать свой товарный знак и в кратчайшие сроки. Я достаточно притворно удивилась: «Что за срочность, что за необходимость?» Как оказалось, крупные торговые центры отказываются заключать договор аренды на свои площади в том случае, если товарный знак лица, желающего арендовать торговые площади под магазин, не зарегистрирован или право пользования товарным знаком не предоставлено арендатору по лицензионному договору или франшизе.
Мы попросили К. четко следовать нашим инструкциям, осуществить личный контроль над сбором доказательств по приобретению заявляемым обозначение различительной способности с соблюдением всех сроков и форм. Во второй раз, со второй попытки у нас все получилось. К тому времени у К. было уже около сотни фирменных магазинов по всему краю, работающих несколько лет под его «многострадальным» товарным знаком … И, как водится, появись и желающие скопировать брэнд, открывались торговые точки с незаконным использованием фирменного знака К.
Кстати вторая попытка регистрации осуществлялась по ускоренной международной процедуре, так как знак был нужен позарез и поскорее. Надо ли говорить, что стоимость такой регистрации в несколько раз дороже стандартной процедуры регистрации
История на мой взгляд поучительна, ибо из неё следует сразу несколько уроков: