28.02.2020
Российские предприниматели очень часто не знают, что такое товарный знак. Узнают, к примеру, тогда, когда вдруг обнаруживают возле склада своей продукции полицию и судебных приставов, пришедших конфисковать их продукцию. Или же, когда домен сайта заблокирован по решению суда по запросу «правообладателя». Такая ситуация – не редкость, причем это подтверждается статистикой; почти половина бизнесменов не имеет представления о том, что такое товарный знак и для чего он нужен.
Когда же выясняется, что бренд, который они создали, кто-то «присвоил», бывает очень поздно. Российское законодательство устроено так, что недоброжелатель, потративший небольшую сумму на регистрацию вашего товарного знака, может очень сильно испортить вам жизнь или даже разорить вас. Очень часто этим промышляют конкуренты, кто-то из бывших партнеров или уволенных работников, вдруг почувствовавших себя ущемленными. Роспатент в таких случаях ничего не знает про ваш бренд и ваш бизнес; Роспатент используют, чтобы насолить вам, либо поживиться за ваш счет – предложив вам выкупить бренд, либо выплатить компенсацию «за нарушение исключительного права».
К сожалению, за подобные действия пока не предусмотрено уголовное наказание. Однако, такие действия являются недобросовестной конкуренцией. Практика выработала определенные шаги для борьбы с такого рода злоумышленниками. Эти шаги мы и рассмотрим.
Конечно, ситуация стрессовая – на кону весь ваш бизнес, обязательства перед партнерами и клиентами. Возьмите себя в руки и успокойтесь – решение такой непростой ситуации все же есть. Для начала разузнайте все о ваших недоброжелателях, зарегистрировавших ваш бренд на себя. Кто это, когда сделал, если можно – узнайте номер заявки в Роспатенте. Это необходимо, чтобы узнать статус заявки. От этого статуса зависят ваши дальнейшие действия. Если заявка еще рассматривается, можно будет обратиться в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), если же уже зарегистрирована – вас ждет Палата по патентным спорам, и теперь все будет зависеть только от ваших действий. Действия в рамках заявки сводятся к подаче обращения в порядке, предусмотренном ст.1493 ГК РФ. Что касается уже зарегистрированного товарного знака, то действовать придется в порядке, предусмотренном ст.ст.1512 и 1513 ГК РФ, подавать Возражение относительно предоставления охраны зарегистрированному товарному знаку.
К слову, если ваш бренд не зарегистрирован, но уже известен, а кто-то пытается его переписать на себя – Роспатент вполне может отказать такому заявителю в регистрации. Если ваш продукт легко находится в поисковиках, чиновники, возможно, откажут недобросовестному заявителю, воспользовавшись аргументом, что регистрация уже состоявшегося бренда на какое-нибудь другое лицо введет потребителей в заблуждение.
Вам придется доказывать, что ваш бренд в действительности изначально принадлежит вам. Приготовьтесь к длительному процессу и соберите все подтверждающие документы, где может фигурировать ваш бренд:
Документы и прочие доказательства должны датироваться более ранней датой, чем дата, которая указана в заявке вашего недоброжелателя в качестве даты приоритета, и чем раньше – тем лучше. Документы и доказательства с более поздними датами учитываться комиссией (или судом) не будут.
После сбора и подготовки документов, вы пишете обращение или возражение в Роспатент. Если заявка недоброжелателя еще только рассматривается, вы подаете так называемое обращение. Оно приобщается к материалам заявки, которые находятся в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности - это учреждение в составе Роспатента). Если знак недоброжелателя уже зарегистрирован – то подается возражение в Палату по патентным спорам. Результат будет готов примерно через 4-8 месяцев после даты подачи ваших документов. К сожалению, он далеко не всегда может быть успешным, тем не менее, результаты можно в любом случае обжаловать в суд.
Чтобы подытожить, вкратце рассмотрим, как могут развиваться события, и что вы можете сделать, после того как узнали, что кто-то регистрирует на себя ваш бренд.
Если товарный знак недоброжелателя еще не зарегистрирован, но у вас нет доказательств, что ваш бренд принадлежит вам, – к сожалению, вы можете потерять свой бренд. Законодательство устроено так, что работает правило «кто первый, тот и прав»;
Если знак недоброжелателя еще пока не зарегистрирован, а ваши доказательства убедительны и непротиворечивы – вы можете подать обращение в Роспатент о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 Гражданского кодекса РФ. Оспорить процесс прохождения регистрации лучше всего тогда, когда заявка проходит экспертизу, до записи в Госреестр.
Если товарный знак уже зарегистрирован, а вы можете доказать свою правоту – подавайте возражение о том, что зарегистрированный товарный знак будет вводить потребителей в заблуждение и является недобросовестной конкуренцией. Это - апробированный способ аннулировать регистрацию товарного знака.