17.07.2020
Производители различной продукции стремятся выделить свои изделия на рынке среди конкурентов, для чего используют зарегистрированные товарные знаки. Они используются в рекламе и других маркетинговых мероприятиях производителей и продавцов.
Но что будет, если в рекламе использовать бренды, принадлежащие другим владельцам. Рассмотрим, когда правомерно упоминать другие товарные знаки, а когда эти действия являются незаконными.
Гражданское законодательство Российской Федерации в ст. 1484 ГК дает определение товарного знака. Под ним понимают обозначение, которое индивидуализирует продукцию производителя. То есть, владелец бренда использует его для идентификации продукта и его выделении среди других.
В качестве товарного знака могут выступать:
Производитель продукции может использовать эти средства идентификации для создания уникального образа, который затем можно применять для идентификации товаров, регистрации доменного имени, маркировки документов.
Рекламой согласно закону 38-ФЗ является информация, целью которой служит привлечение внимания потребителей к продукции. Эта информация может распространяться в печатном виде, электронной форме и любой другой форме. Владелец товарного знака может самостоятельно решать, как использовать это обозначение при рекламе своих товаров.
Однако тот же закон о рекламе указывает, что рекламная информация должна соответствовать действительности и содержать данные о владельце бренда, который используется в ней.
Сложности при рекламе товаров и услуг возникают в случае, когда в роликах или иных материалах встречается упоминание других брендов. Товарные знаки, принадлежащие другим владельцам, можно использовать в роликах. Однако в том случае, если промаркированный товар находится в гражданском обороте и от владельца получено разрешение на использование. Кроме того, рекламные материалы должны быть такими, чтобы у зрителей и читателей не создавалось впечатление принадлежности рекламодателю других товарных знаков.
В качестве примера можно привести судебный иск, поданный акционерным обществом «КАМАЗ». Заявитель обратился в антимонопольную службу с требованием прекратить рекламу компании «Спецтранс», которая якобы незаконно использует в своей рекламе символы, похожие на фирменный знак производителя транспортных средств.
В процессе судебного рассмотрения было установлено, что товарный знак «КАМАЗ» использовался в рекламе лишь для того, чтобы показать образец автомобиля, который подлежит ремонту в мастерских компании. То есть, у целевой аудитории не было оснований полагать, что обозначение принадлежит ремонтной организации. Следовательно, показ такой рекламы был признан правомерным.
При создании рекламных материалов следует учитывать также требование закона 38-ФЗ, касающееся добросовестности рекламы. Например, при показе ролика или в печатных материалах может отсутствовать существенная информация о товаре, особенностях его покупки или эксплуатации. Если в этом случае искажается смысл информации или потенциальный потребитель вводится в заблуждение, неправомерно сравнивать рекламируемую продукцию и изделия конкурента.
Например, производитель не имеет права сравнивать в ролике свою продукцию и продукцию конкурента, если при этом не раскрываются свойства последней или она оценивается изначально негативно.
В качестве примера такого использования можно привести рекламные материалы одной их сетей фитнес-центров. В своей рекламе они использовали товарный знак другого фитнес-центра, но при этом негативно оценивали их. Такой вариант считается недобросовестной конкуренцией и не является законным. Поэтому суд обязал ответчика прекратить рекламу и возместить ущерб, причиненный незаконным использованием бренда.
Не всегда упоминание в своих рекламных материалов товарных знаков конкурентов является неправомерным. Примером правомерного использования может послужить реклама, в которой проводилось сравнение сервисов «в гараже» и у официальных дилеров автомобилей. Собственник сети сервисных центров Garage обратился с заявлением о неправомерности такого сравнения.
Антимонопольный комитет рассмотрел заявление и принял решение удовлетворить жалобу. В описательной части решения было указано, что название «гараж» потребитель может расценить как упоминание бренда Garage. В этом случае реклама будет некорректной.
Однако суд отменил это решение и указал, что в такой рекламе нет признаков нарушения действующего законодательства. Он мотивировал свое решение тем, что упоминаний деятельности сервисных центров Garage в рекламе нет.
Таким образом, использовать чужие торговые знаки в рекламе можно, даже если они официально зарегистрированы. Однако при этом нужно четко соблюдать требования закона о рекламе, в том числе достоверность и добросовестность. Если в рекламе проводится сравнение, оно должно быть произведено корректно и с указанием всех потребительских свойств товара конкурента.