01.11.2024
Когда предприниматель начинает интересоваться регистрацией товарного знака (ТЗ), он обнаруживает, что существуют определенные обозначения, которые ни при каких обстоятельствах не попадут в реестр Роспатента. Ведомство просто откажет. По статистике, одну треть от всех поданных заявок постигает эта участь.
В этой статье эксперты компании «Лирейт» расскажут, какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
Основаниями для отказа в регистрации ТЗ интересуются в 3 случаях:
В первом случае нужно проверить обозначение по данным основаниям и выяснить:
Во втором случае предстоит исправить ошибки, доработать обозначение, устранить основания для отказа, на которые указал эксперт патентного ведомства, вынося свое решение.
В третьем случае нужно определить, есть ли у вас законные основания для аннулирования обозначения конкурента, например, наличие в прошедшем регистрацию ТЗ запрещенных законом элементов.
На этапе регистрации экспертом Роспатента может быть допущена ошибка, тогда обозначение будет в реестре, пока кто-то не оспорит это решение.
Основания для отказа в регистрации товарного знака выделены в ст. 1483 ГК РФ.
Ранее их делили на:
Сейчас такое деление уже не применяется в законе, но оно удобно поясняет, по каким критериям можно получить однозначный отказ, а по каким – есть шанс исправить ситуацию.
Самые популярные причины отказа:
Причин для отказа в каждом конкретном случае может быть несколько. Абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарных знаков могут одновременно стать препятствиями для регистрации.
Рассмотрим каждое основание на примерах.
Не пройдут регистрацию обозначения, у которых нет различительной способности. Например, если они состоят только из этих элементов:
Пример: «ЧАЙ» для компании, производящей чай. Это слово слишком общее и не может выделить продукцию среди конкурентов.
Пример: «СУПЕРУСТОЙЧИВЫЙ» для краски. Это слово описывает качество краски и не является уникальным.
Пример: просто круг или набор цифр «1234» не помогут потребителю идентифицировать производителя.
Пример: изображение яблока для компании, производящей яблоки. Реалистичное изображение самого товара не может служить товарным знаком, так как оно просто показывает сам продукт.
Если перечисленные элементы не доминируют в обозначении, регистрация может пройти успешно за счет других уникальных слов и изображений. Под охраной будут только элементы, соответствующие требованиям Роспатента, а все выходящее за рамки признают неохраняемыми элементами.
Если перечисленные слова и графические детали образуют совместно уникальное обозначение, у которого появляется различительная способность, регистрация тоже возможна.
Допустим, вы можете использовать общеупотребительное слово «Йогурт», добавить к нему реалистичное изображение бананов и персиков, дополнить кругами и треугольниками с указанием на способ производства. Комбинацию зарегистрируют, но охраняться она будет целиком, а не по отдельным элементам.
Еще в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано:
Пример: Название «ЭкоХлеб» для обычного хлеба, не имеющего никаких экологически чистых свойств. Это название может обмануть ожидания потребителей в отношении качества продукта.
Пример: Использование изображения флага России для бренда одежды. Это недопустимо без разрешения государственных органов.
Пример: Товарный знак «Гостинцы Леонида Якубовича» без согласия актера. В этом случае использование имени может привести к юридическим последствиям.
Пример: Название «ПивоДРЯНЬ» для алкогольного напитка. Такое название может быть признано оскорбительным и непристойным.
Пример: Использование названия «Гарри Поттер» для школьных принадлежностей. Это название защищено авторским правом и не может быть использовано без разрешения правообладателя.
Пример: Использование слова «Шампанское» для нового алкогольного напитка.
Пример: «Московский», если продукция не произведена в столице нашей Родины.
Пример: «Тульпан» с изображением цветка тюльпан, скорее всего, вызовет у экспертов вопросы.
Есть одно исключение:
Если обозначение известно потребителям в конкретном виде уже много лет, они узнают его и стойко ассоциируют с компанией, ее продукцией или услугами, то зарегистрировать его получится даже при наличии оснований для отказа. Многие крупные компании именно так и получали свои свидетельства на ТЗ.
Особое внимание экспертизы с недавнего времени привлекают религиозные символы и слова, которые есть в составе поданных на регистрацию обозначений. С 21 октября 2024 года экспертиза проходит в новом формате.
Обозначения проверяет Межрелигиозный совет России. Он выдает Роспатенту рекомендации, в которых устанавливает возможность внесения в реестр или наличие основания для отказа в регистрации товарного знака.
Ранее обозначения с религиозными символами проверяли сами эксперты Роспатента, их главная задача была установить, не является ли товарный знак аморальным и противоречащим общественным интересам.
Сейчас эксперты принимают решение уже с учетом мнения Межрелигиозного совета. Если МСР установит, что обозначение не подлежит регистрации, заключение будет направлено заявителю. Это будет означать отказ.
При отказе в регистрации заявитель теряет время и деньги – больше 35 000 рублей. Лучше избежать такой ситуации, тщательно проверить товарный знак перед отправкой заявки и исключить все риски.
Если отказ уже получен, можно оспорить его при наличии достаточных оснований, однако это очень трудоемкий и длительный процесс.
Планируете самостоятельно проводить процедуру регистрации? Нужно учитывать, что выявить основание для отказа в государственной регистрации товарного знака сложнее, чем может показаться. Обратитесь к специалистам компании «Лирейт». Проверка обозначений на охраноспособность бесплатная. Мы подскажем, какие изменения внести в вашу заявку, чтобы она не пополнила статистику отказов.
Работа с патентным бюро — это шанс получить экспертные рекомендации и успешно пройти регистрацию. Оставьте заявку, специалист свяжется с вами.