Основания для отказа в регистрации товарного знака

Вернуться к другим новостям

Основания для отказа в регистрации товарного знака

Какие обозначения не зарегистрирует Роспатент

Когда предприниматель начинает интересоваться регистрацией товарного знака (ТЗ), он обнаруживает, что существуют определенные обозначения, которые ни при каких обстоятельствах не попадут в реестр Роспатента. Ведомство просто откажет. По статистике, одну треть от всех поданных заявок постигает эта участь.

В этой статье эксперты компании «Лирейт» расскажут, какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Когда нужно знать основания для отказа?

Основаниями для отказа в регистрации ТЗ интересуются в 3 случаях:

  1. Перед подачей заявки в ведомство, чтобы исключить риск отказа.
  2. После отказа от патентного ведомства, чтобы исправить ситуацию.
  3. При необходимости аннулировать товарный знак конкурента.

В первом случае нужно проверить обозначение по данным основаниям и выяснить:

  • насколько оно уникально;
  • способно ли оно отличать ваши товары или услуги от других;
  • не содержит ли оно запрещенных законом элементов.

Во втором случае предстоит исправить ошибки, доработать обозначение, устранить основания для отказа, на которые указал эксперт патентного ведомства, вынося свое решение.

В третьем случае нужно определить, есть ли у вас законные основания для аннулирования обозначения конкурента, например, наличие в прошедшем регистрацию ТЗ запрещенных законом элементов.

img

На этапе регистрации экспертом Роспатента может быть допущена ошибка, тогда обозначение будет в реестре, пока кто-то не оспорит это решение.

В каких случаях могут отказать в регистрации товарного знака?

Основания для отказа в регистрации товарного знака выделены в ст. 1483 ГК РФ.

Ранее их делили на:

  1. Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака. Они касаются определенных свойств самого обозначения в отрыве от других названий, логотипов или произведений. При их обнаружении Роспатент направляет однозначный отказ, который практически невозможно оспорить.
  2. Относительные основания для отказа в регистрации товарного знака. Они связаны с уникальностью ТЗ: похожими обозначениями в реестре, нарушением прав других лиц на ОИС, имена и псевдонимы. При их обнаружении у заявителя есть шанс подготовить аргументированный ответ на предварительный отказ, получить письма-согласия и добиться регистрации, также есть возможность исправить недочеты иными способами.

Сейчас такое деление уже не применяется в законе, но оно удобно поясняет, по каким критериям можно получить однозначный отказ, а по каким – есть шанс исправить ситуацию.

Самые популярные причины отказа:

  • В реестре есть схожие обозначения в выбранных классам МКТУ.
  • Товарный знак состоит из общих понятий, описывает вид деятельности или характеризует товар.

Причин для отказа в каждом конкретном случае может быть несколько. Абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарных знаков могут одновременно стать препятствиями для регистрации.

img

Рассмотрим каждое основание на примерах.

Не пройдут регистрацию обозначения, у которых нет различительной способности. Например, если они состоят только из этих элементов:

  • общеупотребительные и общепринятые слова в выбранной сфере деятельности;

Пример: «ЧАЙ» для компании, производящей чай. Это слово слишком общее и не может выделить продукцию среди конкурентов.

  • слова, описывающие свойства товара или услуги;

Пример: «СУПЕРУСТОЙЧИВЫЙ» для краски. Это слово описывает качество краски и не является уникальным.

  • простые фигуры, наборы цифр, линии, бессмысленные буквенные сочетания;

Пример: просто круг или набор цифр «1234» не помогут потребителю идентифицировать производителя.

  • изображения товара или его свойств, близкие к реальности.

Пример: изображение яблока для компании, производящей яблоки. Реалистичное изображение самого товара не может служить товарным знаком, так как оно просто показывает сам продукт.

Если перечисленные элементы не доминируют в обозначении, регистрация может пройти успешно за счет других уникальных слов и изображений. Под охраной будут только элементы, соответствующие требованиям Роспатента, а все выходящее за рамки признают неохраняемыми элементами.

Если перечисленные слова и графические детали образуют совместно уникальное обозначение, у которого появляется различительная способность, регистрация тоже возможна.

Допустим, вы можете использовать общеупотребительное слово «Йогурт», добавить к нему реалистичное изображение бананов и персиков, дополнить кругами и треугольниками с указанием на способ производства. Комбинацию зарегистрируют, но охраняться она будет целиком, а не по отдельным элементам.

img

Еще в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано:

  • Обозначение, которое «обманывает» ожидания потребителей: допустим, название предполагает, что продукт имеет какие-то качества, которых на самом деле нет.

Пример: Название «ЭкоХлеб» для обычного хлеба, не имеющего никаких экологически чистых свойств. Это название может обмануть ожидания потребителей в отношении качества продукта.

  • Символы и флаги государств, названия и изображения объектов природного и культурного наследия.

Пример: Использование изображения флага России для бренда одежды. Это недопустимо без разрешения государственных органов.

  • Имена и псевдонимы известных людей без их согласия, но его можно получить, тогда проблем не будет.

Пример: Товарный знак «Гостинцы Леонида Якубовича» без согласия актера. В этом случае использование имени может привести к юридическим последствиям.

  • Аморальные, оскорбительные, непристойные обозначения, которые противоречат интересам общества.

Пример: Название «ПивоДРЯНЬ» для алкогольного напитка. Такое название может быть признано оскорбительным и непристойным.

  • Названия произведений или персонажей, которые защищены авторским правом.

Пример: Использование названия «Гарри Поттер» для школьных принадлежностей. Это название защищено авторским правом и не может быть использовано без разрешения правообладателя.

  • Наименования и логотипы известного в мире алкоголя.

Пример: Использование слова «Шампанское» для нового алкогольного напитка.

  • Географические обозначения и НМПТ.

Пример: «Московский», если продукция не произведена в столице нашей Родины.

  • Обозначение с орфографическими ошибками.

Пример: «Тульпан» с изображением цветка тюльпан, скорее всего, вызовет у экспертов вопросы.

Есть одно исключение:

Если обозначение известно потребителям в конкретном виде уже много лет, они узнают его и стойко ассоциируют с компанией, ее продукцией или услугами, то зарегистрировать его получится даже при наличии оснований для отказа. Многие крупные компании именно так и получали свои свидетельства на ТЗ.

Особое внимание экспертизы с недавнего времени привлекают религиозные символы и слова, которые есть в составе поданных на регистрацию обозначений. С 21 октября 2024 года экспертиза проходит в новом формате.

Обозначения проверяет Межрелигиозный совет России. Он выдает Роспатенту рекомендации, в которых устанавливает возможность внесения в реестр или наличие основания для отказа в регистрации товарного знака.

Ранее обозначения с религиозными символами проверяли сами эксперты Роспатента, их главная задача была установить, не является ли товарный знак аморальным и противоречащим общественным интересам.

img

Сейчас эксперты принимают решение уже с учетом мнения Межрелигиозного совета. Если МСР установит, что обозначение не подлежит регистрации, заключение будет направлено заявителю. Это будет означать отказ.

Последствия отказа и рекомендации экспертов

При отказе в регистрации заявитель теряет время и деньги – больше 35 000 рублей. Лучше избежать такой ситуации, тщательно проверить товарный знак перед отправкой заявки и исключить все риски.

Если отказ уже получен, можно оспорить его при наличии достаточных оснований, однако это очень трудоемкий и длительный процесс.

Планируете самостоятельно проводить процедуру регистрации? Нужно учитывать, что выявить основание для отказа в государственной регистрации товарного знака сложнее, чем может показаться. Обратитесь к специалистам компании «Лирейт». Проверка обозначений на охраноспособность бесплатная. Мы подскажем, какие изменения внести в вашу заявку, чтобы она не пополнила статистику отказов.

img

Работа с патентным бюро — это шанс получить экспертные рекомендации и успешно пройти регистрацию. Оставьте заявку, специалист свяжется с вами.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности