Особенности использования товарного знака при заключении договора франчайзинга

Вернуться к другим новостям

Франчайзинг – это разновидность гражданско-правового договора, по которому владелец известного бренда предоставляет другим предпринимателям право пользования его бренда и способа организации бизнес-процессов. За это франчайзер получает вознаграждение, а франчайзи (вторая сторона договора) конкурентное преимущество и возможность получить лояльных клиентов на старте работы.

Основным предметом продажи в этой сделке является товарный знак (бренд). Именно от его известности зависят выплаты владельцу. Покупателю франшизы нет необходимости нести затраты на регистрацию фирменного наименования и проводить маркетинговые мероприятия для продвижения на рынке.

Известными франшизами, которые присутствуют на российском рынке, являются:

  • SubWay;
  • Burger King;
  • Yves Rocher;
  • McDonalds.

Договор франчайзинга предполагает передачу права использования следующих объектов авторских прав:

  • Фирменное название;
  • Графическое и коммерческое обозначение;
  • Изобретения и коммерческие модели, что используются в работе;
  • Ноу-хау.

Соглашение о коммерческой цессии (франчайзинге) должно содержать несколько существенных условий:

  • Данные об объекте интеллектуальной собственности;
  • Размер оплаты за использование и схемы выплат (предусмотрена разовая плата и ежемесячные платежи);
  • Описание возможных способов использования бренда;
  • Обязательство о неразглашении сведений, которые защищаются владельцем франшизы как коммерческая тайна;
  • Условия качества реализуемой продукции или оказываемых услуг, соблюдение инструкций;
  • Указание о том, что франчайзи имеет право использовать фирменный бренд и символику для оформления торговых точек или продукции.

Порядок использования бренда сторонами договора

Отличия между способами использования товарного знака при заключении договора франчайзинга отражены в таблице.

Правообладатель Франчайзи
Кто может использовать
Юридические лица и частные предприниматели Юридические лица и частные предприниматели
Где можно использовать
Реализация товаров, оказание услуг, заведения общественного питания Реализация товаров, оказание услуг, заведения общественного питания
Как можно использовать
Размещение знака на продукции, указание в документации, оформление торговых точек, ведение рекламы, размещение в интернете. Размещение знака на продукции, указание в документации, оформление торговых точек, ведение рекламы, размещение в интернете в объеме, указанном в договоре.
Как необходимо оплачивать
Обладатель прав на товарный знак получает вознаграждение за предоставление бренда и информацию о способах ведения бизнеса Франчайзи выплачивает единоразовый паушальный взнос и платит ежемесячное роялти в процентах от прибыли (дохода) или сумму, указанную в договоре (независимо от результатов работы).
На какой территории используется
Возможны ограничения только из-за особенностей местного законодательства, обязательство не использовать бренд на конкретной территории может быть прописано в договоре. Допускается ведение деятельности под брендом франчайзера только на указанной в договоре территории. При этом франчайзи обязуется соблюдать предусмотренные правила конкуренции в отношении других компаний, которые также работают под этой торговой маркой.
Как можно передавать права
Ограничения на передачу отсутствуют. Имеет право заключать договора субконцессии, если это предусмотрено основным договором. Возможны ограничения по территории или количеству заключенных соглашений.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела