19.11.2023
Рано или поздно предприниматель, который долго работает под незарегистрированным товарным знаком, столкнется с претензией от правообладателя. На данный момент зарегистрировано в России уже больше 800 000 обозначений. Обращение от правообладателя можно получить в любой момент, стать нарушителем при таком количестве зарегистрированных брендов – легко. Иногда владельцы бизнеса вовсе не планируют нарушать чьи-то права, это происходит случайно. В любом случае наступает ответственность.
Эксперты компании «Лирейт» расскажут, как действовать, когда пришла досудебная претензия о нарушении исключительных прав на товарный знак, как понести меньшие потери, какие возможности имеет правообладатель, чем грозит отказ от ответа на претензионное письмо.
Товарный знак создан, чтобы продукция или услуга конкретного предпринимателя или компании стала узнаваемой. Потребители ориентируются по логотипу или названию, когда ищут определенный бренд. Однако товарным знаком может быть все, что угодно: начиная от этикеток и заканчивая фирменными звуками. В ст. 1482 ГК РФ указаны лишь самые популярные виды товарных знаков, список остается открытым. Подать на регистрацию можно все, что помогает потребителям идентифицировать ваш бренд среди остальных.
Регистрация в Роспатенте дает право владельцу единолично использовать обозначение для продажи товаров или услуг. Возникает монополия на конкретный логотип или название. Если кто-то использует аналогичный или очень похожий бренд в своей деятельности без разрешения, то владелец имеет право запретить это и взыскать с нарушителя компенсацию. Кроме этого, за использование чужого обозначения могут привлечь к административной и уголовной ответственности.
Когда владелец обозначения сталкивается с нарушением и хочет получить компенсацию, он в обязательном порядке направляет нарушителю претензию о прекращении незаконного использования товарного знака и нарушении прав правообладателя. Без этого нельзя пойти в суд при наличии имущественных требований. После получения претензии, несогласия с ней или игнорирования со стороны нарушителя может последовать исковое заявление о нарушении исключительных прав на товарный знак, поэтому важно до суда решить проблему.
Проигнорировать требования правообладателя не получится, даже если вы не намеренно нарушили права другого лица. Сохраняйте спокойствие и готовьтесь к планомерному решению возникшей трудности. Ваша цель – проверить, правомерна ли претензия, и минимизировать негативные последствия.
Действуйте согласно этой инструкции самостоятельно или с помощью представителя:
Допустим, если вы работаете в сфере общепита, а владелец ТЗ зарегистрировал обозначение для строительства домов, то никаких претензий и требований к вам быть не может.
Главное – не игнорируйте претензию и действуйте оперативно, чтобы избежать возможных негативных последствий для вашего бизнеса.
Правообладатель обязательно должен указать сведения о себе, о товарном знаке, выделить выявленные факты нарушения, аргументировать свою позицию с точки зрения схожести используемого нарушителем обозначения с его товарным знаком. В приложении к претензии должны быть подтверждающие документы и доказательства. Если правообладатель действует через представителя, то обязательно прикладывается доверенность.
В претензии обычно бывают такие требования:
Когда материальных требований нет, лучше согласиться с правообладателем: прекратить нарушение и уничтожить товар. Иначе в ходе судебных разбирательств могут возникнуть дополнительные расходы на выплату компенсации, покрытие судебных издержек, оплату услуг юристов и штрафы. Помимо этого, у правообладателя есть законная возможность обратиться в ФАС и в полицию. С помощью этих органов он может привлечь нарушителя к административной и уголовной ответственности. Это чревато денежными потерями, запретом на деятельность и лишением свободы. Взыскание компенсации – это не самое худшее, что может случиться.
Дополнительный метод избежать ответственности – подать возражение в отношении регистрации спорного обозначения, если имеются основания для этого. Найти зацепки может юрист или патентный поверенный. В нашей практике более 10 успешных примеров аннулирования товарного знака после претензии.
Самостоятельно вы можете проверить, использует ли правообладатель свое обозначение в деятельности в течение последних 3 лет. Если нет, то можно использовать это основание, чтобы добиться отмены охраны товарного знака.
Выводы
Мы разработаем стратегию ответа на претензию по товарному знаку правообладателя, минимизируем потенциальные риски для вашего бизнеса, предложим варианты компромиссного решения спора, чтобы избежать долгих и затратных судебных процессов.