Ответ на претензию о нарушении исключительных прав на товарный знак: нужен ли?

Вернуться к другим новостям

 Ответить на претензию

Ответить на претензию о незаконном использовании товарного знака или проигнорировать?

Рано или поздно предприниматель, который долго работает под незарегистрированным товарным знаком, столкнется с претензией от правообладателя. На данный момент зарегистрировано в России уже больше 800 000 обозначений. Обращение от правообладателя можно получить в любой момент, стать нарушителем при таком количестве зарегистрированных брендов – легко. Иногда владельцы бизнеса вовсе не планируют нарушать чьи-то права, это происходит случайно. В любом случае наступает ответственность.

Эксперты компании «Лирейт» расскажут, как действовать, когда пришла досудебная претензия о нарушении исключительных прав на товарный знак, как понести меньшие потери, какие возможности имеет правообладатель, чем грозит отказ от ответа на претензионное письмо.

Почему нельзя пользоваться чужим товарным знаком?

Товарный знак создан, чтобы продукция или услуга конкретного предпринимателя или компании стала узнаваемой. Потребители ориентируются по логотипу или названию, когда ищут определенный бренд. Однако товарным знаком может быть все, что угодно: начиная от этикеток и заканчивая фирменными звуками. В ст. 1482 ГК РФ указаны лишь самые популярные виды товарных знаков, список остается открытым. Подать на регистрацию можно все, что помогает потребителям идентифицировать ваш бренд среди остальных.

Регистрация в Роспатенте дает право владельцу единолично использовать обозначение для продажи товаров или услуг. Возникает монополия на конкретный логотип или название. Если кто-то использует аналогичный или очень похожий бренд в своей деятельности без разрешения, то владелец имеет право запретить это и взыскать с нарушителя компенсацию. Кроме этого, за использование чужого обозначения могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Как действовать, если конкурент прислал претензию?

Когда владелец обозначения сталкивается с нарушением и хочет получить компенсацию, он в обязательном порядке направляет нарушителю претензию о прекращении незаконного использования товарного знака и нарушении прав правообладателя. Без этого нельзя пойти в суд при наличии имущественных требований. После получения претензии, несогласия с ней или игнорирования со стороны нарушителя может последовать исковое заявление о нарушении исключительных прав на товарный знак, поэтому важно до суда решить проблему.

Проигнорировать требования правообладателя не получится, даже если вы не намеренно нарушили права другого лица. Сохраняйте спокойствие и готовьтесь к планомерному решению возникшей трудности. Ваша цель – проверить, правомерна ли претензия, и минимизировать негативные последствия.

Действуйте согласно этой инструкции самостоятельно или с помощью представителя:

  1. Удостоверьтесь, что с вами выходит на связь реальный владелец товарного знака, а не мошенник. Для этого можно запросить дополнительную информацию и документы, например доверенность, а также изучить реестр Роспатента, сверить данные. Если товарного знака нет в реестре или он уже не действует, то претензия неправомерна, потому что обозначение не находится под охраной.
  2. Проверьте, действительно ли было нарушение прав на товарный знак. Просмотрите все приложенные к претензии документы, связанные с интересующим обозначением, чтобы понять, было ли нарушение. Когда товарный знак случайно использовали в некоммерческих целях, нарушения нет. Чтобы у владельца было право препятствовать использованию его обозначения, потенциальный нарушитель обязательно должен работать в той сфере, для которой зарегистрирован бренд.

    Допустим, если вы работаете в сфере общепита, а владелец ТЗ зарегистрировал обозначение для строительства домов, то никаких претензий и требований к вам быть не может.

  3. Если нарушение было, рекомендуем обратиться к юристу «Лирейт», специализирующемуся на таких спорах. Он поможет вам разобраться в ситуации и снизить размер компенсации или вовсе на законных основаниях ее не выплачивать.
  4. Если вы убедились, что нарушения не было, подготовьте все необходимые документы и факты, подтверждающие вашу позицию. Это могут быть регистрационные свидетельства, договоры, письма и другое.
  5. Подготовьте ответ на претензию о нарушении исключительных прав на товарный знак в установленный срок и представьте необходимые доказательства своей правоты или предложите владельцу обозначения решение проблемы, если понимаете, что действительно нарушили. Можно попытаться снизить размер компенсации путем переговоров, объяснения своей позиции и извинений за нарушение. На этом этапе лучшее решение – добиться заключения мирового соглашения, чтобы защитить свой бизнес от суда и проверок со стороны правоохранительных органов и ФАС.
  6. Изучите судебную практику в Интернете с участием лица, направившего вам претензионное письмо. Если вы обнаружили, что правообладатель активно выигрывает процессы, добивается внушительных компенсаций, значит, доводить до суда категорически нельзя. Попытайтесь решить все мирно.
  7. В случае необходимости готовьтесь к судебному разбирательству. Наши специалисты помогут вам подготовиться к суду и защитить ваши права.

Главное – не игнорируйте претензию и действуйте оперативно, чтобы избежать возможных негативных последствий для вашего бизнеса.

Что должно быть в претензии о нарушении прав на товарный знак?

Правообладатель обязательно должен указать сведения о себе, о товарном знаке, выделить выявленные факты нарушения, аргументировать свою позицию с точки зрения схожести используемого нарушителем обозначения с его товарным знаком. В приложении к претензии должны быть подтверждающие документы и доказательства. Если правообладатель действует через представителя, то обязательно прикладывается доверенность.

В претензии обычно бывают такие требования:

  • прекратить нарушение;
  • выплатить компенсацию;
  • заключить лицензионное соглашение;
  • изъять товары из оборота и уничтожить их.

Когда материальных требований нет, лучше согласиться с правообладателем: прекратить нарушение и уничтожить товар. Иначе в ходе судебных разбирательств могут возникнуть дополнительные расходы на выплату компенсации, покрытие судебных издержек, оплату услуг юристов и штрафы. Помимо этого, у правообладателя есть законная возможность обратиться в ФАС и в полицию. С помощью этих органов он может привлечь нарушителя к административной и уголовной ответственности. Это чревато денежными потерями, запретом на деятельность и лишением свободы. Взыскание компенсации – это не самое худшее, что может случиться.

Дополнительный метод избежать ответственности – подать возражение в отношении регистрации спорного обозначения, если имеются основания для этого. Найти зацепки может юрист или патентный поверенный. В нашей практике более 10 успешных примеров аннулирования товарного знака после претензии.

Самостоятельно вы можете проверить, использует ли правообладатель свое обозначение в деятельности в течение последних 3 лет. Если нет, то можно использовать это основание, чтобы добиться отмены охраны товарного знака.

Выводы

  1. Тяжелые последствия претензий от правообладателя обычно наступают, когда выбрана неверная тактика со стороны потенциального нарушителя. В остальных случаях претензия – это проблема, которую можно легко решить.
  2. Мы не рекомендуем работать без товарного знака, рисковать и надеяться, что негативных последствий удастся избежать.
  3. Зарегистрируйте товарный знак с нами в отношении интересующих товаров и услуг, а если вам прислали претензионное письмо, обратитесь к юристам компании «Лирейт», мы проанализируем вашу ситуацию и подскажем, как лучше действовать.
  4. Важно действовать оперативно и профессионально, чтобы защитить свои интересы и сохранить репутацию бренда.

Мы разработаем стратегию ответа на претензию по товарному знаку правообладателя, минимизируем потенциальные риски для вашего бизнеса, предложим варианты компромиссного решения спора, чтобы избежать долгих и затратных судебных процессов.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности