Порядок проведения инвентаризации НМА

Бизнес

17.07.2020

Вернуться к другим новостям

Нематериальные активы, что понятно из названия, не имеют материального обращения. Поэтому возникают сложности с их постановкой на бухгалтерский учет и отражением стоимости в документах. Также появляются вопросы о том, как обеспечивается сохранность НМА, кто назначается материально ответственным лицом за них и как проводить их инвентаризацию. 

Как правильно инвентаризировать НМА 

В общих чертах инвентаризация материальных и нематериальных активов похожа, однако имеются небольшие отличия. При постановке на учет НМА в результате их инвентаризации необходимо документально отразить не только факт их наличия, но и соответствие требованиям законодательства.  

Поэтому перед постановкой на учет необходимо провести их экспертизу. В процессе экспертного исследования устанавливается их реальная стоимость, а также наличие правовых критериев, которые позволяют отнести выявленные активы к категории нематериальных и отразить этот факт в бухгалтерских документах. 

После инвентаризации активы закрепляются за подразделением компании, которое их использует. Один из сотрудников этого подразделения будет материально ответственным лицом, что закрепляется соответствующим приказом. Этот сотрудник отвечает за наличие и сохранность документов, которые идентифицируют объект интеллектуальной собственности и фиксируют права владельца.  

Когда проводится инвентаризация НМА

Нематериальные активы инвентаризируются во время основной инвентаризации на предприятии. Проходит она обычно один раз в 12 месяцев. Перед прохождением процедуры нужно оформить необходимый пакет документов, так как по умолчанию в учетных приложениях (например, 1С Бухгалтерии) их нет.  

Сама процедура не отличается сложностью. В качестве подтверждения права собственности используется документ о государственной регистрации. А процесс создания нематериального актива или его покупки отражается так же, как другие хозяйственные операции.  

Сложная ситуация возникает в случае, когда нематериальным активом выступает секретный технологический процесс. В этом случае в качестве подтверждения его наличия используется внутренняя документация или регламент бизнес-процесса.  

В качестве НМА может быть оформлено ноу-хау. При этом официальная регистрация подобных сведений не требуется. Ноу-хау представляет собой наиболее гибкий инструмент, с помощью которого в качестве нематериального актива могут быть инвентаризированы собственные технологии, управленческие решения, производственные секреты.  

Как поставить на баланс нематериальный актив

Необходимость в постановке на учет нематериальных активов методом инвентаризации возникает в случае, когда НМА появился вследствие «побочных» бизнес-процессов. То есть его разработка не оформлялась отдельно, на нее не выделялись средства.  

Например, работники логистического подразделения на основе собственного многолетнего опыта усовершенствовали бизнес-процессы, что позволило сократить затраты на производство на 25%. Применение этого процесса было официально закреплено во внутренних документах, поэтому его можно идентифицировать. 

Складывается ситуация, когда компания имеет выгодную технологию, но не может расценивать ее как нематериальный актив. Поставить ее на учет и оценить в денежном выражении можно после проведения инвентаризации. 

Обратите внимание, что инвентаризация отличается от других способов получения НМА: 

  • Научно-исследовательская работа – стоимость активов в этом случае равна затратам на их получение; 
  • Покупка – стоимость актива в этом случае равна цене приобретения. 

Для чего нужна инвентаризация НМА

Главная цель инвентаризации – обнаружить на предприятии нематериальные активы. К инвентаризации целесообразно привлекать специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Они имеют достаточно знаний для оформления, составления технического описания, определении сроков использования и подготовки документов для оформления права собственности. Кроме того, для постановки на учет необходимо знать стоимость актива. Для его оценки привлекают профессиональных оценщиков. 

Какие плюсы получает предприятие от официального оформления НМА

Официальная постановка на учет НМА дает возможность увеличить инвестиционную привлекательность компании и финансовые результаты. Обратите внимание, что одновременно с постановкой на учет предприятие получает внереализационный доход. Который подлежит налогообложению. Поэтому нужно правильно отразить операцию проводками в бухгалтерском учете.  

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности