26.04.2020
В российском законодательстве предусмотрены правовые институты для защиты деловой репутации компаний. Однако на практике они применяются редко, так как далеко не всегда есть возможность документальна доказать распространение порочащих сведений.
Для принятия положительного решения, согласно разъяснениям высших судебных органов, необходимо доказать три разных обстоятельства. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Существуют несколько способов распространения сведений о компании:
Однако суды не считают распространением действия, при которой информация была сообщена человеку, которого она касается. И при этом виновный предпринял разумные меры для предотвращения ее распространения.
Например, истец обратился с жалобой в суд с требованием о признании информации о нем на одном из сайтов в интернете дискридитирующей. Однако суд после изучения ресурса отказал в удовлетворении требования. В мотивировочной части решения было указано, что сайт с информацией представлял собой площадку для обмена личными мнениями людей о продуктах и брендах. Поэтому такое размещение не может быть расценено как нарушение репутации.
Для судебной защиты необходимо, чтобы размещенная информация была заведомо ложной. По закону достоверными считаются данные о событиях, которые имели место в известный период времени и должным образом зафиксированы. Поэтому изначально считаются достоверными данные, указанные в документах правоохранительных органов и судов.
По одному из дел истец подал жалобу о признании недействительными сведений, опубликованных о нем в бумажных средствах массовой информации. Там указывалось, что компания ведет свою деятельность без надлежащих разрешительных документов. После изучения материалов дела суд удостоверился в том, что лицензия у компании отсутствует. Следовательно, истцу было отказа в удовлетворении иска.
Защитить свои права юридическое лицо может только в том случае, если сведения в отношении него, даже если они и не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию. К порочащим относится информация о нарушении действующего законодательства, деловых обычаев и этики, аморального поведения, нечестности.
Например, владелец товарного знака на товары народного потребления обратился в суд с иском о защите своих прав. В материалах дела было указано, что журналисты проверили качество его товаров и обнаружили несоответствие действующим санитарным нормам. Поэтому положили на них соответствующую таблицу и показали это по телевизору.
После рассмотрения материалов суд вынес решение о том, что в программе отражается субъективное мнение авторов программы о продукте. Поэтому права конкретного владельца бренда не нарушены. В удовлетворении иска было отказано.
Согласно статистике вынесенных судебных решений иски о защите деловой репутации удовлетворяются только в 23% случаев. Поэтому если вы считаете свои права нарушенными, следует собрать надежную доказательственную базу. А для подачи иска и представления интересов необходимо нанять квалифицированного юриста, специализирующегося в этой области законодательства.