Прохождение регистрации товарного знака по национальной процедуре

Вернуться к другим новостям

Получить свидетельство на торговую марку и логотип можно в своей стране по процедуре, предусмотренной национальным законодательством или Мадридским соглашением. Рассмотрим первый вариант.

Порядок регистрации

Регистрация товарного знака в других странах по стандартной национальной процедуре состоит из следующих этапов:

  1. Поиск похожих товарных знаков и брендов с использованием открытых источников информации. Этот этап позволяет понять, не зарегистрировано ли фирменное название и выбранное изображение (или очень похожие на них) другими субъектами предпринимательской деятельности.
  2. Подготовка и подача заявления. Для подготовки заявки рекомендуется пользоваться услугами патентного поверенного. Это позволит подготовить документы строго в соответствии с действующим порядком. Дополнительно нужно оплатить государственную пошлину и отправить весь подготовленный пакет бумаг в ведомство.
  3. Формальная экспертиза. На этом этапе должностные лица государственной организации проверяют правильность заполнения документов, факт уплаты государственной пошлины, полноту предоставленных сведений.
  4. Экспертное исследование. В рамках этой экспертизы анализируется сам логотип и название компании на предмет совпадения с уже зарегистрированным брендами. На основе данных этого исследования Роспатент принимает решение о регистрации или отказе от нее.
  5. В случае получения предварительного отказа это решение можно оспорить в судебном порядке. Если воспользоваться услугами узкоспециализированного юриста в области патентного права, шанс добиться регистрации будет относительно высоким.
  6. После прохождения всех предусмотренных законом процедур заявитель получает свидетельство о регистрации бренда и названия компании/продукции.

Нормативно-правовые акты некоторых стран требуют прохождения дополнительных этапов:

  • При регистрации бренда в США нужно подтвердить, что регистрируемый бренд уже используется для маркировки продукции, магазинов или офисов компании. В каестве доказательства принимаются образцы продуктов, фотографии офисов, скриншоты сайтов. Эта мера защиты введена против патентных троллей, которые регистрируют большое количество брендов, но не используют их в хозяйственной деятельности, а продают покупателям по завышенным ценам и судятся с целью получения возмещения.
  • При регистрации бренда в ЕС не нужно проводить экспертизу на предмет соответствия с существующими товарными знаками. Эту проверку, согласно действующим нормативным актам, должен проводить сам заявитель. До получения регистрации бренд публикуют в открытом доступе и, если другой владелец заметит сходство, он может подать соответствующее заявление. После этого лицу, которое хочет оформить новое название, отказывают.
  • При регистрации знака в Канаде проводится экспертиза, после чего знак дополнительно публикуется в открытом доступе для анализа. Однако для оформления документов необходим местный почтовый адрес, на который присылается необходимая корреспонденция. Поэтому необходимо работать вместе с местными юристами, чтобы те предоставили свой адрес для переписки. Это облегчает взаимодействие, так как ускоряет подготовку ответов на запросы патентного ведомства.

Срок регистрации бренда по местному законодательству также зависит от государства. В Российской Федерации свидетельство можно получить за 9 месяцев, в Соединенных штатах на это уходит до полугода. Китай проводит процедуру за 12 месяцев, а в ЕС и Канаде может понадобиться до 18 месяцев.

Благодаря международным соглашениям у компаний-производителей есть возможность зарегистрировать товарный знак, фирменный логотип и наименование сразу в нескольких государствах. Для этого они должны входить в одно из объединений стран. Сейчас действуют такие объединения:

  • ЕС – знак можно зарегистрировать в 28 странах;
  • АОИС – организация из 17 стран Африки, в которых одновременно можно пройти регистрацию товарного знака;
  • Страны Бенилюкса – заявитель может подать документы и пройти регистрацию одновременно в Бельгии, Голландии и Люксембурге.

Заявка и сопутствующий пакет документов подаются в патентное ведомство, которое работает сразу для всех государств. Такой подход позволяет значительно сократить время и затраты на регистрацию.

Затраты на регистрацию бренда в другой стране

Процесс регистрации товарного знака в любой стране требует уплаты государственной пошлины. Также понадобятся расходы на услуги юриста, который будет представлять интересы заявителя в государственных органах. Можно нанять российского специалиста в области права, но лучше пользоваться услугами местных поверенных.

Размер пошлины в каждом государстве рассчитывается по собственной методике. В России и многих других странах сумма платежа зависит от количества видов деятельности, которые защищает бренд. Однако методика расчета может быть разной. Например:

  1. В РФ стоимость подачи и рассмотрения заявки для одного вида деятельности составляет 23,1 тыс. рублей, после чего заявитель должен доплачивать по 1,75 тыс. рублей за каждый дополнительный. Размер пошлины приведен для случая, когда заявка подается в электронном виде через интернет.
  2. В США размер платежа составляет 15 тыс. рублей. Однако если защите подлежат несколько направлений работы компании, то за каждый последующий сумма составит тоже 15 тыс. Несложные арифметические подсчеты показывают, что даже для двух видов продукции размер затрат на регистрацию в Соединенных Штатах будет большим.
  3. В Китае стоимость услуг по регистрации рассчитывается по сложной схеме. Сама государственная пошлина составляет 3 тыс. рублей, каждый новый вид продукции или направлений деятельности обойдется еще в 3 тыс. Но если в рамках одного направления работы компания выпускает более 10 видов продукции, каждый последующий требует дополнительной оплаты в 350 рублей. Если компания выпускает широкий ассортимент изделий, процедура регистрации обходится дорого.
  4. В Узбекистане для регистрации товарного знака необходимо заплатить больше денег, чем в любой другой стране мира. Сам процесс требует уплаты 70 тыс. рублей, после чего за каждое новое направление деятельности или продукции нужно платить еще по 6,5 тыс. рублей.

Отдельно от пошлины оплачиваются услуги профессионального юриста, который значительно упрощает процесс регистрации. Стоимость работы специалиста при регистрации товарного знака за пределами России больше на 50-75%, чем внутри страны.

Связано это с тем, что такой адвокат должен обладать дополнительными умениями и навыками:

  • владеть нужным иностранным языком;
  • разбираться в особенностях регистрации брендов за границей;
  • иметь опыт работы с иностранными патентными органами.

Средняя стоимость услуг по регистрации бренда составляет 70 тыс. рублей и более. Но подобную работу нужно доверять не юристу широкого профиля, а специализированной компанией, которая уже имеет опыт работы с иностранными регистрационными органами. Часто такие компании имеют партнеров за пределами России, через которые решается большинство вопросов и упрощается переписка с регистрационной конторой.

При поиске юриста желательно убедиться, что он уже имеет в портфолио успешные случаи оформления свидетельств о регистрации бренда в нужной вам стране.

Второй вариант получения юридической помощи – найм иностранного юриста. При этом необходимо иметь в виду, что законодательство некоторых стран не позволяет регистрировать бренды иностранцам напрямую. Поэтому вам в любом случае придется пользоваться услугами местного адвоката.

Существует и другой вариант. Патентные ведомства некоторых стран имеют прямые соглашения о сотрудничестве друг с другом. Поэтому можно подать заявку в своей стране на регистрацию торговой марки в другом государстве. Единой базы данных, в которой указаны все сотрудничающие патентные ведомства, не существует. Поэтому нужно уточнять такую возможность в каждом конкретном случае.

Например, не так давно регистрировать торговую марку в США граждане РФ могли напрямую. Поэтому российские юристы успешно справлялись с этой задачей. Но в законодательстве Соединенных штатов произошли изменения, согласно которым такая возможность была упразднена. Поэтому для регистрации придется привлекать местного юриста.

Услуги зарубежного адвоката обходятся дороже, чем стоимость работы местных российских юристов. Если для регистрации бренда в РФ нужно заплатить за правовую помощь до 40 тыс. рублей, то иностранец рассчитывает стоимость своих работ в зависимости от их объема и затраченного времени. Например, каждый час работы юриста в США стоит до 300 долларов, при этом нужно дополнительно платить за составляемые документы. Поэтому заранее сказать, сколько будет стоить регистрация бренда, невозможно.

В Германии дело обстоит лучше. Услуги юриста, который будет регистрировать бренд, обойдутся в 1-1,5 тыс. евро. Но если при регистрации возникнут трудности, придется дополнительно доплачивать за решение вопросов до 3 тыс. евро. Такие ситуации возникают, например, если регистрируемый бренд похож на существующий на рынке.

Как получить правовую помощь при регистрации бренда за границей

Предприниматели, которые хотят зарегистрировать торговую марку, редко обращаются за правовой помощью к иностранным юристам напрямую. Во-первых, так сложнее найти квалифицированного адвоката, во-вторых, по этой схеме стоимость работ будет выше.

Более эффективный вариант – найти российскую юридическую фирму, которая затем найдет и заключит договор с иностранным. В этом случае русский адвокат подготовит документы, которые защитят права клиента, а также возьмет на себя всю переписку и подготовку местных бумаг с переводом, заверением и легализацией (при необходимости).

На первый взгляд, такой подход обойдется дороже. Ведь придется платить за услуги двух юристов – местного и зарубежного. Но на самом деле описанная схема дает возможность сэкономить:

  • российский юрист выполняет функции посредника и объем его работ не слишком большой. Поэтому он не будет брать за услуги крупную сумму, как в случае регистрации бренда в Российской Федерации;
  • местный адвокат сможет найти надежную юридическую компанию за границей и договориться о скидках на их услуги для конечного покупателя. Это позволит дополнительно сэкономить на оплате правовой помощи;
  • две юридические компании, которые работают вместе, имеют возможность договориться и снизить стоимость своих услуг в расчете на будущее долгосрочное сотрудничество. Поэтому и клиент сможет заплатить меньше.

Не всегда целесообразно нанимать для решения вопросов о регистрации бренда крупную компанию. Для них ваш случай будет заурядным и они не уделят ему большого внимания. В результате можно получить отказ по формальным причинам. Более эффективный способ – обратиться за помощью к небольшой юридической фирме с портфолио. Стоимость услуг может быть меньше на треть, а результат останется прежним.

Если примерно рассчитать стоимость услуг по регистрации, то общий размер затрат будет таким:

  • Китай – до 60 тыс. рублей;
  • США – до 120 тыс. рублей;
  • ЕС – до 160 тыс. рублей (регистрация будет выполнена во всех странах Евросоюза);
  • Германия (или отдельно другая страна ЕС) – около 100 тыс. рублей.

Обратите внимание, приведенные цифры сильно усреднены и реальные затраты могут отличаться от указанных. Любая задержка или бюрократические проволочки увеличивают эту сумму.

Однако есть также другой способ – регистрация бренда по Мадридскому соглашению. Рассмотрим подробнее этот вариант.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела