05.05.2020
Получить свидетельство на торговую марку и логотип можно в своей стране по процедуре, предусмотренной национальным законодательством или Мадридским соглашением. Рассмотрим первый вариант.
Регистрация товарного знака в других странах по стандартной национальной процедуре состоит из следующих этапов:
Нормативно-правовые акты некоторых стран требуют прохождения дополнительных этапов:
Срок регистрации бренда по местному законодательству также зависит от государства. В Российской Федерации свидетельство можно получить за 9 месяцев, в Соединенных штатах на это уходит до полугода. Китай проводит процедуру за 12 месяцев, а в ЕС и Канаде может понадобиться до 18 месяцев.
Благодаря международным соглашениям у компаний-производителей есть возможность зарегистрировать товарный знак, фирменный логотип и наименование сразу в нескольких государствах. Для этого они должны входить в одно из объединений стран. Сейчас действуют такие объединения:
Заявка и сопутствующий пакет документов подаются в патентное ведомство, которое работает сразу для всех государств. Такой подход позволяет значительно сократить время и затраты на регистрацию.
Процесс регистрации товарного знака в любой стране требует уплаты государственной пошлины. Также понадобятся расходы на услуги юриста, который будет представлять интересы заявителя в государственных органах. Можно нанять российского специалиста в области права, но лучше пользоваться услугами местных поверенных.
Размер пошлины в каждом государстве рассчитывается по собственной методике. В России и многих других странах сумма платежа зависит от количества видов деятельности, которые защищает бренд. Однако методика расчета может быть разной. Например:
Отдельно от пошлины оплачиваются услуги профессионального юриста, который значительно упрощает процесс регистрации. Стоимость работы специалиста при регистрации товарного знака за пределами России больше на 50-75%, чем внутри страны.
Связано это с тем, что такой адвокат должен обладать дополнительными умениями и навыками:
Средняя стоимость услуг по регистрации бренда составляет 70 тыс. рублей и более. Но подобную работу нужно доверять не юристу широкого профиля, а специализированной компанией, которая уже имеет опыт работы с иностранными регистрационными органами. Часто такие компании имеют партнеров за пределами России, через которые решается большинство вопросов и упрощается переписка с регистрационной конторой.
При поиске юриста желательно убедиться, что он уже имеет в портфолио успешные случаи оформления свидетельств о регистрации бренда в нужной вам стране.
Второй вариант получения юридической помощи – найм иностранного юриста. При этом необходимо иметь в виду, что законодательство некоторых стран не позволяет регистрировать бренды иностранцам напрямую. Поэтому вам в любом случае придется пользоваться услугами местного адвоката.
Существует и другой вариант. Патентные ведомства некоторых стран имеют прямые соглашения о сотрудничестве друг с другом. Поэтому можно подать заявку в своей стране на регистрацию торговой марки в другом государстве. Единой базы данных, в которой указаны все сотрудничающие патентные ведомства, не существует. Поэтому нужно уточнять такую возможность в каждом конкретном случае.
Например, не так давно регистрировать торговую марку в США граждане РФ могли напрямую. Поэтому российские юристы успешно справлялись с этой задачей. Но в законодательстве Соединенных штатов произошли изменения, согласно которым такая возможность была упразднена. Поэтому для регистрации придется привлекать местного юриста.
Услуги зарубежного адвоката обходятся дороже, чем стоимость работы местных российских юристов. Если для регистрации бренда в РФ нужно заплатить за правовую помощь до 40 тыс. рублей, то иностранец рассчитывает стоимость своих работ в зависимости от их объема и затраченного времени. Например, каждый час работы юриста в США стоит до 300 долларов, при этом нужно дополнительно платить за составляемые документы. Поэтому заранее сказать, сколько будет стоить регистрация бренда, невозможно.
В Германии дело обстоит лучше. Услуги юриста, который будет регистрировать бренд, обойдутся в 1-1,5 тыс. евро. Но если при регистрации возникнут трудности, придется дополнительно доплачивать за решение вопросов до 3 тыс. евро. Такие ситуации возникают, например, если регистрируемый бренд похож на существующий на рынке.
Предприниматели, которые хотят зарегистрировать торговую марку, редко обращаются за правовой помощью к иностранным юристам напрямую. Во-первых, так сложнее найти квалифицированного адвоката, во-вторых, по этой схеме стоимость работ будет выше.
Более эффективный вариант – найти российскую юридическую фирму, которая затем найдет и заключит договор с иностранным. В этом случае русский адвокат подготовит документы, которые защитят права клиента, а также возьмет на себя всю переписку и подготовку местных бумаг с переводом, заверением и легализацией (при необходимости).
На первый взгляд, такой подход обойдется дороже. Ведь придется платить за услуги двух юристов – местного и зарубежного. Но на самом деле описанная схема дает возможность сэкономить:
Не всегда целесообразно нанимать для решения вопросов о регистрации бренда крупную компанию. Для них ваш случай будет заурядным и они не уделят ему большого внимания. В результате можно получить отказ по формальным причинам. Более эффективный способ – обратиться за помощью к небольшой юридической фирме с портфолио. Стоимость услуг может быть меньше на треть, а результат останется прежним.
Если примерно рассчитать стоимость услуг по регистрации, то общий размер затрат будет таким:
Обратите внимание, приведенные цифры сильно усреднены и реальные затраты могут отличаться от указанных. Любая задержка или бюрократические проволочки увеличивают эту сумму.
Однако есть также другой способ – регистрация бренда по Мадридскому соглашению. Рассмотрим подробнее этот вариант.