Регистрация товарного знака: какие права и преимущества я получу?

Вернуться к другим новостям

Большинство предпринимателей не знают, и не задумываются о том, что вообще дает товарный знак и зачем он нужен. Именно поэтому они часто задают вопрос о преимуществах, которые они могут получить.

Поясним подробнее

Часто начинающие предприниматели сталкиваются с историей, когда они с самого старта попадают в конфликт с другим предпринимателем из-за используемого в бизнесе наименования. В самом деле, придумать какое-нибудь новое название (новый бренд) для своего собственного дела становится все сложнее и сложнее – только зарегистрированных товарных знаков более полумиллиона и это количество растет с каждым днем. Не проверив уникальность вашего наименования, вы рискуете потерять и имя, и вложения в его раскрутку. Ведь если похожее название уже существует и зарегистрировано в отношении таких же товаров и услуг, его владелец может подать на вас в суд и взыскать с вас до 5 млн. рублей компенсации на основании законодательства о товарных знаках. Таким образом, регистрация товарного знака – это своеобразная административная панацея от подобного рода потенциальных конфликтов и потерь.

Часто товарный знак осознанно используют в недобросовестных целях – чтобы в прямом смысле «угнать» у человека его бизнес. Недобросовестные конкуренты или бывшие партнеры – дилеры и дистрибьюторы (бывает, что и бывшие соучредители) – часто регистрируют товарный знак на ваш бренд, если вы этого не успели сделать раньше них. Так они получают вашу репутацию и сетевые ресурсы, и могут дальше продвигать свою продукцию, пользуясь вашим уже устоявшимся у потребителя наименованием. Также очень часто «угоном бренда» промышляют компании, которые, в отличие от вас, заранее нашли время на совершение операции по регистрации перспективного товарного знака. После этого они перепродают права на зарегистрированный заинтересованным лицам – либо незадачливому бизнесмену, который этого вовремя не сделал, либо его конкурентам. Цена восстановления справедливости часто может быть в разы выше, чем траты на регистрацию товарного знака, а результат не всегда бывает предсказуем.

Также стоит отметить, что регистрация товарного знака сама по себе приводит к повышению стоимости компании, так как увеличивается ее капитализация. Вы получаете правовую охрану своего бренда, а значит инвесторы, конкуренты и клиенты будут знать о том, что ваша компания защищена и пришла в этот бизнес надолго. Так вы превращаете ваш бренд в то, что называется нематериальным активом.

После регистрации товарного знака вы получите большое количество преимуществ, следующих из исключительного права на товарный знак. Распишем их чуть более подробно:

  • Подтверждение того, что использование вами товарного знака не нарушает ничьи права и полностью правомерно. Впрочем, стоит помнить, что конкуренты могут попробовать аннулировать товарный знак, если найдут сильные сходства с товарными знаками других лиц, но сделать это можно только в течение определенного периода - пяти лет, и происходит такое довольно редко.
  • Возможность передавать права на использование товарного знака третьим лицам по лицензионному договору. Это позволит вам продавать права на использование вашего бренда в той форме, в которой вы посчитаете нужным, с возможными ограничениями количества этих прав, например, только в некоем отдельном регионе, для определенных товаров или их перечня и т.д. Кроме того, вы сможете расширять свой бизнес - продавать права на ваш бренд на основе франчайзинга (или, другими словами - коммерческой концессии), то есть предоставления бизнес-партнеру разрешений на использование вашего товарного знака при соблюдении определенных нужных для условий, для коммерческой деятельности. Наиболее известный пример франчайзинга в РФ – сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s.
  • Ваш товарный знак или его составные части – теперь являются нематериальным активом. То есть, к примеру, ваш логотип (эмблема) со временем может добавлять стоимости вашей компании. Из наиболее успешных компаний в качестве примера можно привести «Coca-Cola», чей бренд его владельцы называют более дорогим, чем все имущество корпорации.
  • Как следствие из предыдущего пункта – появляется возможность использования нематериального актива в качестве залога по кредитам. В качестве залога можно использовать любой объект интеллектуальной собственности, в том числе и товарный знак. Такой возможностью, например, пользовалась компания «М.Видео» при получении кредита от банка ВТБ – стоимость ее бренда оценили в $1,7 млн.
  • Вы получите право запрещать другим пользоваться вашим товарным знаком или обозначением, схожим с ним. На вашей стороне будут суды, полиция, и Антимонопольная служба. Таким образом вы сможете привлекать государственный ресурс для изъятия из оборота и уничтожения контрафактной продукции, а также сможете требовать взыскания компенсаций с нарушителей. Их размеры определяется судом исходя из характера нарушения и стоимости товара. Согласно ст.1515 Гражданского кодекса РФ «Ответственность за незаконное использование товарного знака), компенсация взыскивается в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака, либо же в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей. По данным Верховного Суда РФ, арбитражными судами ежегодно рассматривается несколько тысяч подобных дел, общая сумма присуждаемой компенсации измеряется десятками миллионов рублей (см. статистику http://vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10333 ). Примерами такого рода дел могут являться следующие судебные дела: http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/b75be889-cb39-4d48, http://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/3a1e846b-b3fd-4a0e .
  • Для более раннего выявления нарушений и взыскания компенсаций вы можете внести ваш товарный знак в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), поскольку в силу ст.1484 «Исключительное право на товарный знак» Гражданского кодекса РФ, право на ввоз товаров, на которых размещен ваш товарный знак – это одно ваших исключительных правомочий. Это справедливо для товарного бизнеса, в тех случаях, когда недобросовестные конкуренты ввозят на территорию России продукцию, маркированную вашим товарным знаком, или же сходным с ним до степени смешения обозначением. Таким образом, таможенники будут выявлять и сразу изымать контрафакт еще на границе, до попадания его на полки магазинов.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела