Регистрация товарного знака в Китае: стоимость и особенности процедуры

Вернуться к другим новостям

защита компьютерных игр

Как зарегистрировать торговую марку в Китае

Предпринимателям по разным причинам может понадобиться регистрация товарного знака в Китае. Если вы столкнулись с такой необходимостью, учитывайте особенности. Без подробной инструкции в этом деле не разобраться. Эксперты компании «Лирейт» рассказали, когда нужна регистрация обозначения в КНР, как пройти ее быстро.

Кому нужна регистрация товарного знака в Китае?

Зарегистрировать товарный знак (ТЗ) нужно тем, кто планирует выходить на китайский рынок. Регистрация в Российской Федерации защищает только на ее территории. Процедуры недостаточно для тех, кто будет работать в других государствах.

Второй случай, когда нужно регистрировать товарный знак в Китае – вы производите товары с участием китайских производителей, а потом продаете их на российском или любом другом рынке.

Первопричина регистрации обозначения в Поднебесной – это безопасность. На втором плане – узнаваемость, расширение возможностей для бизнеса, преимущества перед конкурентами.

Когда товарный знак зарегистрирован в Китае, вы можете не волноваться, что обозначение украдут местные предприниматели. КНР славится изготовлением подделок. Защищать бренд в Поднебесной – значит, снизить риск появления на рынке контрафакта под вашей торговой маркой.

Регистрировать ТЗ в Китае нужно заранее, до выхода на рынок страны. В Поднебесной процветают, так называемые, сквоттеры и патентные тролли. Они регистрируют перспективные ТЗ на себя и требуют «выкуп» от предпринимателей за возвращение обозначения.

Вы можете заказать отшив одежды собственного бренда на фабрике в Китае, а потом обнаружить контрафакт на рынках других стран. Производитель просто использует ваш бренд и лекала, продаст изделия другому продавцу или сам начнет продавать товар под вашим известным брендом. Никак воспрепятствовать вы не сможете, ведь ТЗ, который вы нанесли на товар, в Поднебесной не зарегистрирован. Другой продавец может самостоятельно пройти регистрацию в китайском ведомстве, тогда вы станете нарушителем на территории КНР. Товар запретят вывозить без ведома правообладателя, а на рынок начнет поступать чужая продукция под вашим брендом. В Китае такие истории – стандартная ситуация.

В КНР действует правило: кто первый зарегистрировал ТЗ, тому он и принадлежит. Даже если вы больше 10 лет работали под незарегистрированным брендом, его узнают потребители, доказать ничего не получится.

В Китае сейчас зарегистрировано более 20 000 000 торговых марок, в то время как в России всего 800 000. Конечно, пройти регистрацию в Поднебесной сложнее, а потерять свое обозначение – легче. К тому же велик риск, что вы нарушаете чужие права, если в реестре уже есть аналогичное вашему обозначение.

Как проходит регистрация товарного знака в Китае?

У российских заявителей в 2023 году есть два варианта зарегистрировать товарный знак в Китае:

  • через ВОИС;
  • через национальное патентное ведомство.

Товарные знаки в Китае по национальной процедуре регистрирует Департамент по ТЗ государственного торгово-промышленного управления КНР. Срок регистрации – от 1 года до 1,5 лет. Иногда он увеличивается до 2 лет.

Процедура регулируется законом Китая «О товарных знаках». Он принят еще в прошлом веке, но по-прежнему действует. Сейчас в него внесли множество изменений. Кратко мы пройдемся по основным положениям.

Заявителями могут быть юридические лица, ИП и физлица. По национальной процедуре все они должны обращаться к патентным поверенным КНР. Заявитель делает доверенность на специалиста, передает ему необходимые документы и ждет решения ведомства.

Перед подачей заявки нужно проверить ТЗ на наличие сходных или тождественных обозначений. Патентный поверенный изучает реестр. Если рисков отказа нет, можно готовить документы на китайском языке для отправки в патентное ведомство.

Подать заявку можно электронно. Нужно перейти по ссылке, принять Пользовательское соглашение и зарегистрироваться. Потом заполняется установленная форма.

Регистрируют в КНР все: слова, слоганы, логотипы, домены, звуки, объемные обозначения и другое. Ограничений не установлено. Желательно зарегистрировать ТЗ дополнительно на китайском языке – адаптировать его. Потому что в Китае используется в основном национальный язык. Если ваша торговая марка будет зарегистрирована только на английском, то китайский аналог может зарегистрировать местная фирма, начнется путаница.

При выборе видов деятельности нужно ориентироваться на Ниццкую классификацию. Это еще одна особенность регистрации ТЗ в Поднебесной.

В процессе подачи заявки нужно оплатить пошлины.

После подачи заявки нужно ждать. Эксперты будут проводить экспертизу обозначения. Этот процесс аналогичен тому, который происходит в российском патентном ведомстве.

Следующий шаг отличается от российской процедуры. Департамент публикует сведения об обозначении в открытом доступе. В течение 3 месяцев третьи лица могут возразить на предоставление правовой охраны заявленному обозначению. Если этого не происходит, ТЗ считается зарегистрированным. Департамент публикует это на официальном сайте.

Международная регистрация торговой марки по Мадридской системе также имеет особенности. По ней вы можете зарегистрировать ТЗ не только в Поднебесной, но и в других государствах-членах Мадридского Протокола. Сначала заявку нужно подать в Роспатент, оттуда ее перенаправят в ВОИС, после чего ее получат патентные ведомства, указанных стран.

Международную регистрацию мы рекомендуем выбирать тем, кто хочет зарегистрировать ТЗ сразу в нескольких государствах. Это выгодно. Вы платите только за услуги патентных поверенных в РФ, пересылку заявки и пошлину ВОИС.

Регистрацию в национальном ведомстве стоит выбрать, если вас интересует только регистрация в КНР.

Торговая марка в Китае защищена 10 лет. Чтобы продлить защиту на аналогичный срок, подают заявку за год до его окончания или в течение полугода после.

Китайское патентное ведомство не выдает сертификат. Его нужно запросить. Это необязательное, но желательное условие, потому что официальный документ – лучшее доказательство владения товарным знаком.

Сколько стоит регистрация товарного знака в Китае?

Заявителей всегда интересует, сколько стоит регистрация товарного знака в Китае. Мы сделаем предварительный расчет.

Пошлина за регистрацию товарного знака в Китае рассчитывается индивидуально при подаче заявки по Мадридской системе: все зависит от вида товарного знака, выбранных видов деятельности. Однако есть минимум – 753 швейцарских франка за 1 класс без указания цветов. На данный момент это около 78 643 рублей. Нужно заплатить за услуги патентного поверенного.

Эта сумма начинается от 25 000 рублей. За пересылку заявки из Роспатента в ВОИС нужно заплатить от 5 000 рублей.

Регистрация по Мадридской системе обойдется в более чем 100 000 рублей.

По национальной системе дешевле – 300 юаней при подаче бумажной заявки, на 30 юаней дешевле, если заявка подана электронно. Это примерно 3 000 рублей. Сумма станет больше, если будет выбрано много видов деятельности. Услуги китайских агентов обойдутся примерно в 50 000-70 000 рублей.

Регистрация по национальной системе будет стоить около 100 000 рублей.

Стоимость регистрации товарного знака в Китае может меняться. Нужно проверить актуальность информации перед началом процедуры, чтобы не было неприятных сюрпризов.

Для чего регистрировать товарный знак на таможне?

Регистрация в таможенных органах необходима, если вы будете перевозить товары под своим товарным знаком через границу и не хотите, чтобы это делали конкуренты.

Сотрудники таможни будут проверять товары по специальному реестру. Если выявят попытку незаконного провоза продукции через границу, остановят партию, направят уведомление правообладателю и в зависимости от ответа определят дальнейшую судьбу товара.

Внести товарный знак в реестр таможенной службы можно после регистрации обозначения в КНР.

Регистрация торговой марки в Китае нужна, если деятельность соприкасается с этим государством. Получить полную информацию о процедуре и узнать цену вы можете на консультации у специалистов патентного бюро «Лирейт». тентного бюро «Лирейт».

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности