15.11.2017
Порой, во время регистрации логотипа, человек может допустить примитивнейшие ошибки. Они обходятся дорого: это и потерянное время, и потраченные впустую деньги, и испорченные нервы. К сожалению, комиссия Роспатента не идет навстречу клиентам, если видит критические недочеты в документах или в товарном знаке. Переделывать придется в любом случае. Поэтому вам нужно заранее позаботиться над тем, чтобы пройти два этапа экспертизы с первого раза.
Ваша основная задача – собрать как можно больше информации, которая даст четкое руководство к действию. Новейшие требования к регистрации товарного знака можно найти в Гражданском кодексе. Следуя им, вы постепенно придете к намеченной цели.
В законодательных документах находятся самые достоверные данные, но мы понимаем, что сухой юридический текст сложен для восприятия. Поэтому хотим облегчить ваш труд и донести нужные сведения простым языком. Давайте рассмотрим, каких шагов нужно избегать при регистрации товарного знака.
Некоторые предприниматели, продумывая торговую марку, находят первое попавшееся слово и выбирают его в качестве названия для своего товара. А потом искренне удивляются, когда оказывается, что такое название уже есть, и не понимают, почему Роспатент отклонил запрос.
Статья 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака» ГК РФ от 18 декабря 2006 г. утверждает, что бренды не должны смешиваться и запутывать покупателей. Тот, кто запускает торговую марку, подозрительно похожую на другую, считается плагиатором. В лучшем случае его идею забракует Роспатент. В худшем, если он уже успел воспользоваться логотипом – его оштрафуют на 200 000 рублей или обяжут к исправительным работам на срок до двух лет (об этом подробнее сказано в Статье 180 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» УК РФ). Даже если копирование произошло неумышленно, будет очень сложно доказать свою правоту.
Подбирайте название, изображение и прочие элементы товарного знака осторожно. Также на всякий случай попросите ФИПС провести предварительную проверку до официальной экспертизы.
В статье 1483 ГК РФ, помимо раздела о плагиате, указаны рамки, в которые торговая марка должна вписываться. Нарушите их – вам откажут в патенте.
В упрощенном виде требования Гражданского кодекса к логотипу выглядят так:
Возможно, вам придется скорректировать содержание товарного знака, чтобы оно не вступало в спор с законом. Это – нормальная практика. Многие владельцы переделывают свои логотипы по нескольку раз, прежде чем доведут их до совершенства.
Комиссия Роспатента строго относится к оформлению бумаг. Неточности, утаивание информации, неудачно сформулированные предложения и даже грамматические ошибки – серьезный повод отправить заявку на доработку.
Чтобы у комиссии не было никаких вопросов, узнайте требования к документам заранее. Скачайте бланк и образец с официального сайта ФИПС, внимательно прочитайте их, уточните, что обозначает каждая графа. Если допустили помарку или указали что-то неправильно, возьмите другой лист и начните писать заново.
На сайте ФИПС указаны документы, которые нужно обязательно прислать на регистрацию товарного знака. Это:
Если вы забудете приложить часть бумаг, регистрация не состоится. Позаботьтесь об этом с самого начала, чтобы потом не тратить время на досадные мелочи.
Экспертиза документов и товарного знака длится полтора года. За это время конкуренты могут создать логотип, похожий на ваш, и тоже отправить запрос в Роспатент. Только от вас зависит, позволите ли вы им перехватить эстафету.
В бланке вы увидите графу «Дата приоритета» - в ней следует указать число подачи заявки. С этого момента ваша марка будет существовать официально и ее больше никто не сможет присвоить себе.
Зачастую комиссия отправляет заявки на доработку из-за оплошностей в документах или в самих логотипах. В обратном письме указываются сроки редактуры. К примеру, на исправление документов дается два месяца. Не сделаете этого – ваш запрос аннулируется и вам придется начинать все с самого начала.
Не можете внести коррективы вовремя? Обязательно сообщите об этом в ФИПС. Возможно, у вас получится договориться о небольшой отсрочке.
Некоторые предприниматели, особенно среднего возраста и старше, недооценивают Интернет. Им кажется, что нет никакого смысла вкладываться в собственный сайт. Рассуждая таким образом, они многое теряют в финансовом плане, но проблема не только в этом. Злоумышленники могут запросто создать домен, совпадающий с товарным знаком, и потребовать у официального владельца за него денег. Бывали случаи, когда таким образом сетевые ресурсы продавались за несколько тысяч долларов.
Еще одна распространенная ошибка – доверие сомнительным хостинговым компаниям. Многие предприниматели поручают создать сайт сотруднику первой попавшейся конторы, который может недобросовестно отнестись к своим обязанностям: утерять пароль, забыть продлить домен или вообще раскрыть вашу информацию мошенникам. Работайте только с проверенными фирмами!
Мы описали несколько самых явных промахов людей, которые хотят запатентовать свой товарный знак. Это должно помочь вам при контактах с ФИПС. Даже если заявку отклонили, вы будете знать точную причину и не впадете в шок.
Желаем, чтобы ваша регистрация прав на товарный знак прошла успешно и надеемся, что статья хотя бы немного вам в этом поможет!