Семь типов товарных знаков, которые не пройдут экспертизу

Вернуться к другим новостям

Семь типов товарных знаков, которые не пройдут экспертизу

Чтобы зарегистрировать товарный знак, недостаточно придумать звучное название и нарисовать красивую картинку. Главное условие успешного патента – соблюдение законодательных норм. Если объект их нарушает, его отклонят, каким бы удачным с маркетинговой и художественной точки зрения он ни был.

На торговые марки часто накладывают запрет из-за банальных ошибок. Увы, незнание юридических нюансов подводит многих бизнесменов и по сей день. Что же делать, чтобы не оказаться в неприятной ситуации? Давайте рассмотрим, какие товарные знаки находятся в группе риска, и узнаем, как создать логотип, который примут с первого раза. Эта информация поможет вам справиться с первоначальными трудностями, а также сэкономить время и деньги.

Логотипы, не подлежащие регистрации

Законодательные ограничения указаны в Статье 1483 «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака» Гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 г. Мы не будем здесь приводить дословный текст, а вместо этого кратко опишем самые распространенные оплошности при создании логотипов.

  1. Название, обозначающее продукцию (например, «конфеты», «одежда» или «телевизор»), либо рисунок, который ее дублирует. Некоторые владельцы бизнеса почему-то считают, что такая точность улучшит продажи. На самом деле это приводит к путанице: если каждый будет называть товары своими именами, как покупатели смогут их различать? Гражданский кодекс предупреждает о том, что любое смешение запрещено.
  2. Цветографические элементы, перекликающиеся с другими брендами. История маркетинга знает множество недобросовестных предпринимателей, которые пытались паразитировать на McDonald’s, Coca-Cola, Adidas и других всемирно известных марках. Также бывали случаи, когда владельцы компаний случайно или намеренно копировали менее популярные логотипы. Товарный знак с сильным налетом подражательства априори не пройдет экспертизу.
  3. Использование государственных символов, имен исторических персон, названий культурных памятников и популярных произведений искусства. Эта хитрость обычно рассчитана на то, чтобы ввести потребителей в заблуждение: у большинства людей однозначные ассоциации с гербом РФ, Мавзолеем или «Войной и миром». Закон не одобряет нечестных методов.
  4. Эксплуатация имен и портретов знаменитостей без их ведома. Во время экспертизы у вас потребуют разрешение от звезды, чью личность вы упоминаете. Если его не будет, ваш товарный знак отклонят.
  5. Название, указывающее на место и время создания продукта, а также на материал, из которого его сделали. «Газобетонные блоки Перми» или «Шелковые платья 2017» - неудачные имена для продукции. Постарайтесь проявить фантазию и придумать что-то более оригинальное.
  6. Торговая марка, которая ложно отражает суть товара. 10 статья Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» говорит о том, что каждый должен получать достоверную информацию о товаре. Если вы пишете слово «масло» на упаковке маргарина – это прямое нарушение прав покупателя. Роспатент тщательно проверит, насколько заявленное обозначение соответствует продукции.
  7. Изображение, слово, либо фраза, которые оскорбляют человеческое достоинство, разжигают ненависть к определенной группе населения или противоречат нормам морали. Помните, что логотип – не авторский рисунок в провокационном жанре, а объект, который должен приносить пользу народу. Не унижайте покупателей, если не хотите остаться без продаж. 

Постарайтесь учесть эти пункты, когда будете придумывать свой товарный знак или составлять ТЗ для логомейкера. Если у вас уже есть готовая фирменная эмблема, откройте ее на компьютере и пройдитесь глазами по списку. Заметили недочет – внесите правки, пока не поздно. Не повторяйте чужих ошибок, отдавая некорректную работу на экспертизу. 

Как проводится проверка товарного знака

После того, как вы распечатаете и заполните необходимые бумаги, нужно направить их в Роспатент – Федеральную службу по интеллектуальной собственности (ФИПС). Контроль будет включать в себя два этапа. Сперва ФИПС проверит, насколько правильны формулировки в бланках и насколько аккуратно заполнена каждая графа. Потом специалисты рассмотрят сам логотип. При анализе обязательно будет учитываться:

  • сходство с другими товарными знаками;
  • корректность логотипа и его соответствие нормам закона;
  • возможность напечатать изображение с помощью компьютерной программы, сохранив при этом его качество

Если вы заметили какие-то проблемы с товарным знаком после отправки документов, рисунок можно отредактировать на первом этапе проверки. Поторопитесь написать в Роспатент, пока не началась экспертиза заявленного обозначения.

Что делать, если запрос отклонили?

Вы все же получили отказ в регистрации товарного знака? Не впадайте в отчаянье. Эмблему всегда можно переделать и отправить на анализ заново. Да, это долго и утомительно, но зато вы учтете прошлые ошибки и больше не станете их повторять.

Бывает и так, что бизнесмен категорически не согласен с решением экспертов. Если это – ваш случай, отказ можно обжаловать в течение трех месяцев. Отправьте возражение в свободной форме в Палату по патентным спорам. Оно будет стоить 5000 рублей. В назначенный день вы придете в зал суда сами или со своим адвокатом, и докажете, что заключение ФИПС несправедливо. Если суд примет решение в вашу пользу, заявка будет повторно отправлена на рассмотрение.

Подводя итоги

Надеемся, вы поняли, насколько важно не прогадать, создавая торговый знак. Расходы на госпошлину и проверку – не самое страшное. Хуже всего то, что вы можете потратить впустую уйму времени. Экспертиза длится 18 месяцев. Ждать такой срок дважды – непозволительная роскошь для делового человека.

Учтите все мелочи заранее. Чувствуете, что не можете справиться самостоятельно – наймите помощников. Один за вас разберется в бумагах, а другой – исправит недочеты в будущей торговой марке. И читайте больше информации по теме. Она вам поможет все сделать правильно.  

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела