В каких случаях невозможно взыскать компенсацию за использование бренда

Бренд

17.07.2020

Вернуться к другим новостям

Лицо, виновное в нарушении законодательства об авторском праве и товарных знаках, обязано выплатить пострадавшему компенсацию. Однако для получения денежных средств необходимо доказать ущерб и виновность ответчика, что требует финансовых затрат со стороны истца. Поэтому перед подачей иска необходимо объективно оценить, каковы перспективы рассмотрения дела в суде. 

Фирменное обозначение использовано до официальной регистрации

Зарегистрировать бренд в уполномоченных органах можно путем подачи заявки установленного образца. Она может рассматриваться до года, поэтому у субъектов этих правоотношений возникает вопрос о возможности получения компенсации с субъектов, которые использовали бренд до выдачи свидетельства о регистрации, но после подачи заявления в Роспатент. 

Согласно статьям ГК РФ срок действия исключительного права на бренд исчисляется с момента подачи заявки на его регистрацию. Однако эта дата используется только для отсчета конечной даты. Само право на товарный знак возникает после того, как подтверждающий документ выдаст уполномоченный государственный орган.

Из этого можно сделать вывод о том, что использование третьими лицами фирменного наименования в период между подачей заявки до регистрации не является нарушением. Поэтому компенсировать ущерб не нужно.

Несмотря на это, суды по-разному применяют нормы законодательства. И в некоторых случаях выносят противоположные решения. Например, одна из продакшн-студий оформила заявление о регистрации бренда в Роспатент на один из мультфильмов. До момента получения свидетельства заявитель узнал, что под этим наименованием уже реализуются диски с мультфильмом и используется фирменная раскраска обложки. Для фиксации этого факта были приобретены диски с продукцией. 

После удовлетворения заявления компания подала иск и попросила взыскать деньги с нарушителя. Суд принял сторону истца и не учел возражения о том, что фирменное название было использовано до регистрации. 

Однако другой суд по похожему делу пришел к противоположным выводам. Другая компания подала заявление о регистрации двух товарных знаков в виде изображений. Однако до получения свидетельства о регистрации ей стало известно, что эти знаки уже используются третьими лицами. Факт также был зафиксирован путем закупки промаркированной продукции. 

По этому делу суд отказал в компенсации. В описательной части решения было указано, что право на товарный знак возникает только после его официальной регистрации. Следовательно, все действия с фирменными обозначениями до выдачи официального свидетельства не являются нарушением. А возможный ущерб не подлежит компенсации. 

Истечение сроков исковой давности

Общие положения гражданского законодательства предусматривают 3-летний срок исковой давности, в течение которого пострадавший может требовать компенсацию ущерба. Он начинает течь с момента, когда пострадавший узнал или мог узнать о нарушении. 

Согласно нормативным документам Высшего арбитражного суда к делам о нарушении прав на товарный знак не может быть применен иной срок давности, так как подобная норма отсутствует в законодательстве. Поэтому действует общее правил. 

Из этого можно сделать вывод о том, что компенсацию за использование владелец бренда может получить в течение 3 лет с той даты, когда ему стало известно о нарушении. В качестве примера можно привести иск частного предприятия к Сбербанку, в котором компания требует компенсации за использование собственного товарного знака. Однако ответчик заявил, что истцом пропущен установленный законом срок исковой давности. Суд согласился с доводами ответчика и отказал в удовлетворении иска. 

Исключительные права на бренд исчерпаны

В Гражданском кодексе РФ указано, что использование бренда другими лицами не является нарушением, если фирменный знак используется для маркировки продукции, которая была введена в оборот правообладателем или по согласованию с ним. 

Это означает, что обладатель прав на бренд не может запрещать использование своих же товаров. То есть дважды использовать свои исключительные права. 

Например, владелец товарного знака предъявил иск к ответчику, который реализовал продукцию в упаковке, промаркированной изображением, похожим на фирменное обозначение истца. Во время судебного рассмотрения была получена информация о том, что ответчик продавал товары, введенные в оборот ранее истцом. Следовательно, оснований взыскивать компенсацию у истца нет.   

Потенциальные покупатели не могут спутать продукцию владельца бренда с другими изделиями

Гражданский кодекс запрещает использовать маркировки, которые по цвету, форме и другим признакам похожи на официально зарегистрированные бренды. Им нельзя маркировать сходную продукцию, так как может возникнуть путаница. 

Из сути этой нормы можно сделать вывод о том, что использовать бренд можно при условии, что это не вызовет путаницы у потребителей. То есть, при подаче иска с требованием о выплате компенсации необходимо доказать, что покупатели могут перепутать маркировки. 

Например, одна из телекоммуникационных компаний подала иск в суд с требованием о взыскании компенсации за использование товарных знаков со словесными элементами. В иске указывалось, что ответчик использовал наименования в своей рекламе и указывал на то, что его сервис является аналогом сервиса истца. 

Суд отказал в выплате компенсации, мотивируя это тем, что в рекламе было прямое указание на сравнение. То есть, потребитель не мог перепутать сервисы двух телекоммуникационных компаний. 

Правообладатель умышленно регистрирует бренд с целью требования компенсации

Гражданский кодекс прямо запрещает использовать гражданские права с целью причинения ущерба третьим лицам, если эти действия совершаются умышленно. 

Исходя из этой нормы суд имеет право отказать в выплате компенсации правообладателю. Для этого в ходе судебного разбирательства необходимо установить, что государственная регистрация изначально проводилась с целью злоупотребления исключительными правами. 

Цель института товарных знаков – индивидуализация товаров. Поэтому суд может признать злоупотреблением, если юридическое или физическое лицо умышленно аккумулирует бренды и использует их только с целью получения компенсаций у третьих лиц. 

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Исхакова Венера Фирдусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Хайруллина Юлия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Владыкин Константин Валерьевич

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности