Защита компьютерных игр: авторские права разработчиков

Вернуться к другим новостям

защита компьютерных игр

Нет сомнений, компьютерные игры – это прибыльно. Разработчики вкладывают в создание игр много времени, знаний, опыта, сил и финансов. В связи с этим возникает необходимость в защите этих объектов. Потерять свою разработку не хочется. На компьютерные игры идет охота: их копируют, нелегально используют и распространяют. Законодательная база не имеет единого подхода к защите компьютерных игр, приходится защищать объект по частям.

Как зарегистрировать авторское право на компьютерную игру и защитить ее полностью, эксперты «Лирейт» расскажут в этой статье.

Кому принадлежит игра?

Компьютерная игра как объект авторского права имеет свои специфические особенности. Это сложный объект. Компьютерная игра состоит из нескольких частей – результатов интеллектуальной деятельности. У каждого объекта свой автор и правообладатель. Например, дизайн принадлежит дизайнеру, исходный код – программисту. Авторы – это физические лица, творческим трудом которых создан результат интеллектуальной деятельности. С каждым из них нужно заключить договор.

В Гражданском кодексе установлено лицо – организатор разработки сложного объекта. Ему передают исключительные права авторы с помощью договора отчуждения или лицензионного соглашения: в первом случае – навсегда, во втором – на время. При этом создатели объектов остаются авторами и сохраняют за собой неимущественные права на произведение. Они неотчуждаемы.

Разработчиком игры и владельцем исключительных прав становится компания или человек, которые профинансировали проект, собрали воедино авторов и предоставили возможность создавать объект по техническому заданию.

Нужно обязательно проверить наличие пункта об отчуждении исключительного права на объекты в договоре авторского заказа. Оно должно произойти в полном объеме, чтобы потом автор не мог предъявить претензии или дополнительные требования к разработчику. Это поможет беспрепятственно извлекать прибыль и продвигать свой продукт. Впоследствии исключены конфликты с любым участником создания игры.

Если авторы работают по трудовому или гражданско-правовому договору и создание частей игры входит в их обязанности, то исключительные права автоматически получает работодатель. Тут важно соблюдать следующие условия:

  • В трудовом договоре и должностной инструкции должно быть указание на то, что специалист обязан создавать подобные объекты.
  • Работодатель должен выдать сотруднику подробное техническое задание, по которому можно понять, какой объект он должен создать.
  • Работодатель должен выплатить автору отдельное вознаграждение, помимо заработной платы.
  • Работодатель должен принять объект по акту-приема передачи.

Мы разобрались, что такое компьютерная игра с точки зрения права, кто может владеть авторскими и исключительными правами, теперь поговорим о рисках, которые возникают у разработчика.

Чем рискует разработчик компьютерной игры?

Разработчик игры может столкнуться с утечкой информации об особенностях игры, ее частях еще в процессе создания объекта. Иногда в команде возникают разногласия и некоторые участники ее покидают. Часто вместе со своими разработками. Если эти моменты заранее не предусмотреть, можно провалить весь проект.

В последнее время судебных споров против разработчиков игр становится больше. Если не получается доказать свои исключительные права на объекты, придется нести ответственность за плагиат. Иногда случаи совсем необычные: хореограф Кайл Ханагами обратился в суд с иском к Epic Games за незаконное использование танца в Fortnite. Казалось бы, это ведь всего лишь танец, а он тоже защищен авторским правом.

Можно сделать вывод, что при создании игры важна каждая деталь. Все, что использует разработчик, должно быть уникальным, либо он должен получить исключительное право на объекты.

В договоре со специалистами нужно учесть еще один пункт – ответственность исполнителя за плагиат. Вполне реальна ситуация, когда дизайнер при разработке объекта берет чужие референсы и недостаточно их меняет.

В итоге объект получается похожим на исходник, автор предъявляет претензию разработчику игры, который принял от дизайнера исключительные права. В этом случае пункт об ответственности за плагиат поможет взыскать убытки с дизайнера. В целом это условие дисциплинирует специалистов на этапе создания объекта, нарушать его не хочется.

Иногда разработчики пренебрегают заключением договоров со сторонними специалистами. Этого делать категорически нельзя. На создание игры уходят годы, силы и деньги. Чтобы получить от разработки выгоду, нужно защитить все уникальные элементы и обойтись без плагиата. Тогда никто не сможет монетизировать вашу игру и ее части, кроме вас. Продажа игры также невозможна, если права на нее не зафиксированы.

Как защитить права на игру?

Более серьезной защитой прав на компьютерную игру будет регистрация объектов в государственных органах. Многие разработчики считают, что это сложные процедуры, на которые уходит много денег и времени. Однако они позволяют эффективно защищать права на игру не только на территории нашей страны, но во всем мире. Не существует единого авторского права на компьютерную игру, нужно защищать каждый объект отдельно.

Программный код

На программный код распространяется авторское право как на литературное произведение. Оно возникает в момент создания, действует всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. Программный код можно оформить как программу ЭВМ. В этом случае под защитой будет не суть программы, а последовательность символов.

Это добровольная процедура, которая проходит без экспертиз. Ведомство просто подтверждает владение объектом на определенную дату. У этого способа защиты есть один минус – если конкурент перепишет код на другом языке программирования, то доказать нарушение не получится.

По сроку регистрация длится не больше 1-2 месяцев.

Регистрация только программного кода не дает полноценной защиты. По сути защищена только последовательность знаков в нем. Остальные объекты не защищены ничем, кроме авторского права, которое возникает в момент создания объектов. Судебная практика в России по старой традиции воспринимает компьютерную игру как программу ЭВМ, но постепенно во внимание принимается многосоставность объекта.

Дизайн

Дизайн компьютерной игры и ее частей патентуют в качестве промышленного образца. Это положение распространяется и на пользовательский интерфейс – расположение объектов и их дизайн.

Патент на промышленный образец могут выдать только в том случае, если дизайн оригинальный и новый. Он не защищает алгоритмы, под защитой только внешний вид объекта.

Способы взаимодействия игроков и аппаратно-программный комплекс

Если в игре есть неочевидные способы взаимодействия игроков или АПК, можно получить патент на изобретение. Для успешной регистрации в Роспатенте объект должен быть новым, промышленно применимым, соответствовать изобретательскому уровню.

Аппаратно-программный комплекс можно запатентовать как полезную модель. Тогда требований только два: новизна и промышленная применимость. Патент на полезную модель стоит дешевле.

Патентами на изобретение и полезную модель защищается техническая часть игры. Срок получения патентов – до 2 лет.

Видеоролики, тексты, персонажи, звуки, музыка и шрифты

Графические элементы, диалоги, видео, звуки, шрифты и музыку защищает авторское право. Оно возникает самостоятельно и не требует регистрации. Единственный способ документально подтвердить свои права – задепонировать произведения.

Авторским правом не защищены сюжет игры и правила. Огромное количество игр имеют одинаковый сюжет и схожие правила.

Сценарий игры – это подробное описание всех актов, действий персонажей и структура игры. Его защитить можно. Сюжет – это идея. По закону идеи не защищаются.

Персонажи – объекты авторского права, но они могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Об этой возможности мы поговорим ниже.

Логотип, персонаж и название

Логотип, название, имена персонажей и их внешний вид можно зарегистрировать в качестве товарных знаков. Эти объекты чаще копируют конкуренты. Если ваша игра станет популярной, они могут использовать ваше название, чтобы продвигать свои IT-продукты.

Случай из практики: Разработчики игр «Балда» спокойно продвигали свои игры и получали прибыль, пока компания «Паритет лифт» не зарегистрировала одноименный товарный знак. После этого правообладатель направил больше 20 претензий владельцам игр, все приложения были удалены из магазинов.

Этот случай показывает, насколько важно зарегистрировать название своей игры в качестве товарного знака. Некоторые компании не делают этого, но стараются обезопасить себя использованием предупредительной маркировки ® рядом с названием игры.

Маркировка не только не помогает, но и приводит разработчиков к уголовной ответственности. Ее можно использовать, когда товарный знак действительно зарегистрирован в Роспатенте.

Для регистрации товарного знака нужно убедиться в его уникальности и охраноспособности. Он должен соответствовать требованиям закона и не иметь аналогов среди уже зарегистрированных обозначений. Регистрация длится до 18 месяцев.

Какие преимущества получает разработчик после регистрации прав на объекты?

Крупные компании из гейм-индустрии ответственно относятся к интеллектуальной собственности. Небольшие команды разработчиков не считают, что это важно до тех пор, пока не столкнуться с проблемами. Это не единственная причина регистрировать части игры.

Наличие подтверждающих документов повышает ценность разработки и помогает привлечь инвесторов. Они больше заинтересованы в проектах, которые запатентованы, защищены авторским правом. Это снижает риски и подтверждает уникальность предложения.

За рубежом споры с участием разработчиков игр – не редкость. Там ответственней относятся к гейм-индустрии и объектам, которые создаются внутри нее. DMCA жалобы позволяют блокировать игры и аккаунты разработчиков даже навсегда.

Опасения на российском рынке вызывает пиратство. Компьютерные игры скачивают и используют без покупки прав на эти действия, что приводит к убытками разработчика. Защищать свои права в полной мере поможет регистрация прав на составные части игры и активная позиция по борьбе с нарушениями.

Вы можете обратиться за консультацией, если не знаете, какие объекты вам стоит защищать в первую очередь. Эксперт оценит ваш проект, учтет цели и даст рекомендации по грамотной защите компьютерной игры.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

Габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела

Яковлева Вероника Владиславовна

Должность: Специалист патентного отдела

Квасова Анна Андреевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Адиятуллина Лилия Ильдаровна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Гибадуллина Алия Юнусовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Ибрагимова Алиса Айратовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности