Защита оригинальности товарной упаковки

Вернуться к другим новостям

Чем отличается логотип от товарного знака?

Потребитель и его психология устроены так, что первым делом он обращает внимание на упаковку товара. Запоминающееся цветовое сочетание, форма, элементы и их расположение закладывают восприятие товара в сознании человека. В дальнейшем именно по этому паттерну потребитель ориентируется и делает выбор из всего огромного многообразия товаров. Таким образом можно сказать, что именно упаковка формирует первоначальное и самое отчетливое воспоминание, и как следствие, восприятие товара. Покупатель в дальнейшем ориентируется, используя именно эти визуальные и осязательные впечатления и связывает их с опытом от употребления: «Вот эта штука в белой упаковке с красным логотипом была вкусной». Именно эту белую упаковку с именно этим красным логотипом он и будет искать на полках среди похожих товаров. И если там будут присутствовать другие такие же товары белого цвета с красным логотипом, это создает замешательство у покупателя, он будет выбирать не наш товар, а мы будем терять клиентов. Именно поэтому так важно заранее позаботиться о том, чтобы на полках не появлялись товары в упаковке, сходной с нашей, и защитить права на дизайн упаковки.

Для примера разберем защиту прав на упаковку питьевого йогурта. Для этого производитель разработал уникальную бутылку, отличающуюся нестандартной формой. В частности, это:

  • изгибы стенок бутылки;
  • форма донышка;
  • форма и цвет крышки.

Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы в продаже не появлялось аналогичных товаров в бутылках, сходных с нашей. Чтобы решить эту задачу, используем методы правовой охраны разработанной формы упаковки и ее отдельных элементов. Для этого мы посмотрим с точки зрения, что отдельные элементы упаковки (например, стенки, крышка и донышко бутылки) могут быть представлены как объекты промышленной собственности и при этом могут охраняться авторским правом. Для бутылки в качестве объекта промышленной собственности применимы две основных формы защиты: патент на промышленный образец и объемный товарный знак. А если мы ведем работу с обычной бутылкой, то можно использовать авторское право для таких изделий.

Термины и нюансы

Товарный знак – это обозначение, состоящее из слов, изображений, их комбинации или объемных предметов, и служащее для индивидуализации товаров и услуг. Он охраняется законом именно в том виде, в котором он был представлен, согласно статьям 1477, 1482 ГК РФ. Важно понимать нюанс – товарный знак не регистрируется для формы товара. Если речь идет об объемном товарном знаке, необходимо, чтобы упаковка была уникальна и визуально значительно отличалась от упаковки других сходных товаров своей оригинальностью – по упаковке мы должны определить производителя. Кроме того, стоит обратить внимание, что товарный знак относят только к определенному товару. Если вы защищаете бутылку для йогурта – значит, только для этого йогурта только в отношении этой бутылки вы и получите правовую охрану.

Однако, это правило не действует в отношении промышленного образца. При этой форме вы можете защитить любой вид товаров – здесь речь идет именно о внешнем виде, указанном в патенте на промышленный образец (п.1 ст.1352 ГК РФ). Таким образом, патент можно использовать для охраны самого дизайна продукции – формы и внешнего вида.

Из этой информации следует, что весьма выгодным для нашей задачи является защита промышленного образца. Именно она чаще всего используется в таких случаях, когда речь идет об упаковке. Сложность заключается еще и в том, что доказать уникальность нашей упаковки – очень трудная задача. Даже если наша бутылка обладает очень оригинальной формой, этого недостаточно. Ее форма будет классифицироваться по ее назначению, а значит, согласно пп. 4 п.1 ст. 1482 ГК РФ, регистрироваться как товарный знак она не может. Впрочем, история знает и исключения – например бутылка-динозавр «Данон», бутылка водки «Менделеев» или флакон парфюма «АБАР».

Владение правами и регистрация

По закону, правообладателем может являться как физическое лицо, так и юридическое. В законодательстве нет ограничений на территорию регистрации юр. лица или гражданство физ. лица. Однако, важно, чтобы физ. лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя, без него зарегистрировать товарный знак не получится.

Сроки действия права на товарный знак не ограничиваются на практике. В законе прописан 10-летний срок, в течение которого действует регистрация, однако правообладатель может продлять его неограниченное количество раз. Впрочем, патент на промышленный образец имеет такие ограничения – он действует в течение 5 лет, и может быть продлен всего 4 раза. Таким образом общий срок действия патента составит 25 лет.

Что касается ожидания самой регистрации товарного знака, то срок ожидания свидетельства составляет примерно 6-8 месяцев от подачи заявки. Для патента на промышленный образец срок аналогичен.

Нарушения права

Нарушителем прав на товарный знак будет считаться лицо, использующее:

  • Обозначение, которое тождественно зарегистрированному (точно такую же бутылку, как и у нас);
  • Обозначение, до степени смешения схожее с зарегистрированным (очень похожую бутылку, которую можно спутать с нашей).

Нарушителем прав на промышленный образец, является лицо, использующее изделие, которое может содержать:

  • Существенные признаки зарегистрированного промышленного образца (такую же форму бутылки);
  • Совокупность признаков, производящих на информированного потребителя общее впечатление, сходное с впечатлением от промышленного образца (покупатель путается, пытаясь различить разных производителей товара по упаковке).

Стоит оговориться, что термины «сходство до степени смешения» и «сходность общего впечатления, производимого на потребителя» содержит настолько тонкие отличия, что даже опытные юристы часто оказываются в замешательстве. Для того, чтобы не углубляться в детали, достаточно сказать, что, если покупатель путает ваш йогурт с другим йогуртом в похожей бутылке – это прямой повод для разбирательств.

Итоги

Если прикинуть все за и против, для нашей задачи самым выгодным решением является работа по всем фронтам: как регистрация объемного товарного знака, так и патент на промышленный образец. Однако, если все-таки предстоит сделать выбор, стоит взглянуть на таблицу преимуществ и недостатков каждой из форм:

Характеристика Пром. образец Товарный знак
Срок действия права, лет 25 Бессрочно (>10)
Принадлежность прав физ. лицу + -
Ограничение по видам деятельности - +
Аннулирование при неиспользовании - +
Аннулирование в связи с отсутствием новизны + -

Чтобы подытожить, хотим сказать, что в деле охраны прав стоит воспользоваться методом «360°» - используйте все возможные и разумные методы и варианты. Это не позволит вашим конкурентам использовать преимущества вашего продукта против вас и нарушить ваши права, а вы будете спокойны за распространение своей продукции и ее внешний образ в глазах потребителя.

Горбачев Юрий Александрович

Должность: Управляющий партнёр

Бураков Андрей Геннадьевич

Должность: Управляющий партнёр

габдрахманова эльвира дамировна

Должность: Руководитель отдела регистрации интеллектуальной собственности

Гисматуллина Екатерина Евгеньевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Даминов Руслан Радикович

Должность: Специалист по развитию партнёрской сети

Жданова Ирина Вадимовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Захарова Ирина Николаевна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Прокопьева Алия Раифовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Сенатова Валерия Станиславовна

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Томилова Раиса Николаевна

Должность: Делопроизводитель отдела по регистрации интеллектуальной собственности

Ульданова Алёна Анатольева

Должность: Специалист по регистрации интеллектуальной собственности

Азизова Гузель Рустамовна

Должность: Специалист патентного отдела

Хайретдинов Рустем Афузалович

Должность: Специалист патентного отдела